Повесть «А зори здесь тихие» стала одним из главных текстов, которые экранизируют, ставят в драматических и оперных театрах. И заслуженно: это литература высокого качества. Но по словам автора инсценировки и режиссера Игоря Миркурбанова, нет смысла иллюстрировать хрестоматийно известный текст: «Мы делаем эпос». Его постановка – это парадоксальное соединение жанров жития и документалистики. Этапы истории старшины Васкова и пятерых зенитчиц маркировались титрами, где словами «два дня до бессмертия» отмеривались шаги героинь в вечность. А видеопроекция документальной хроники погружала в контекст Великой Отечественной войны, придавала объем и масштаб разыгрывающейся трагедии. Видеоряд (Алан Мандельштам) вообще играет заметную роль в постановке: крупные планы лиц во время монологов героев сменяются пейзажами или световыми футажами – все это придает и многомерность действию, и оживляет вместе с эффектной световой партитурой (Евгений Виноградов) оголенное сценическое пространство.
В премьерной серии спектаклей в прологе участвовал Сергей Мазаев: в своем интро он исполнял «Ненаглядную сторону» Давида Тухманова, и слова Игоря Шаферана вскрывали христианский смысл спектакля: «Стану я, земля, когда уйду, твоей листвой, твоей травой». Эта же песня звучит в финале – ее мелодия, уже в записи (саунд-дизайн – Маргарита Пахомова), буквально взрывает тишину, возвращая зал в «наше время».
Миркурбанов, склонный к мистицизму, ввел еще образ монаха Легонта, искавшего безмолвия на том самом Легонтовом озере, где у Бориса Васильева разворачиваются события противостояния русских и немцев. Самого озера в реальности не существует, как и монаха, который в мятущемся сознании Федота Васкова совместился с личностью майора, его начальника (Евгений Бойцов). Монах якобы помогает отряду перейти болото и незримо выполняет роль ангела-хранителя Васкова.
Павел Капитонов, играющий его, ведет бесконечный страстный монолог, из которого, словно призраки прошлого, материализуются Рита Осянина (Алена Митрошина), Галя Четвертак (Снежана Ширяева), Соня Гурвич (Вероника Чернышова), Женя Комелькова (Виктория Проценко) и Лиза Бричкина (Катерина Кучма). Каждая – со своей статью, своим характером. В спектакле почти нет подробностей об их мирном прошлом, зато колоритно подана повседневная жизнь железнодорожного разъезда, «амуры» Васкова и Марьи Никифоровны (Мария Карая), внезапно прерванные суровой военной действительностью.
Васков «проживает» вновь путь пятерых девушек к бессмертию, задаваясь «последними, проклятыми вопросами»: как же не уберег, что привело к трагическому исходу и почему только ему суждено было остаться живым и остановить в итоге немецких диверсантов? Темы жертвенности и подвига во имя Родины, «ненаглядной стороны», – то главное, что составляет суть спектакля. Многие эпизоды вызывают слезы – к смерти невозможно отнестись равнодушно, но после спектакля остается ощущение пережитого катарсиса, соприкосновения с чем-то высоким и важным, возвышающим над сиюминутным. Бесценно и то, что авторы и участники спектакля нашли нужную интонацию, рассказали о цене Великой Победы нешаблонно, нетрафаретно, создав свою мифологему.