Небольшой, но очень красочный французский городок Ранжис, расположенный в 10 километрах к югу от Парижа, известен самым большим в Европе международным оптовым рынком, привлекающим не только продавцов и покупателей, но и многотысячные толпы туристов. До недавнего времени этот рынок был единственной аттракцией Ранжиса, застроенного небольшими уютными домами-коттеджами и большими современными офисными зданиями, окружающими кольцом исторический центр с собственным собором Нотр-Дам – Святой Богородицы.
Три года назад здесь появился еще один центр притяжения – Международный фестиваль фортепианных дуэтов Piano-Piano. Его родителями-основателями стали переехавшие шесть лет назад в этот городок участники известного фортепианного дуэта Людмила Берлинская и Артур Ансель. Они предложили тогдашнему мэру города эту идею, и он, страстный меломан, сразу же подхватил ее. Осознавая, как такое событие может изменить облик города, где уже были и свой театр, и консерватория французского типа, то есть музыкальная школа. По словам Милы Берлинской, их целью был ежегодный интернациональный фестиваль, подобного которому нет во Франции, куда они будут приглашать только постоянно существующие дуэты, а не ансамбли, собирающиеся ad hoc, по особому случаю. Оказалось, что подобная форма концертного музицирования имеет огромную армию поклонников. Уже первый фестиваль, прошедший три года назад, увенчался успехом, несмотря на пандемию, а может быть, вопреки или даже благодаря ей! Ведь большие залы и фестивали были ограничены числом слушателей и столкнулись с проблемой рентабельности, а такого рода эксклюзивные события стали центрами притяжения.
Несмотря на то, что бывший глава города ушел со своего поста, его преемник, Бруно Марсиё, не только продолжил линию своего предшественника, но и стал активным посетителем концертов. Он не только выступал перед каждым концертом, лично открывая Третий фестиваль Piano-Piano, но и с большим вниманием слушал программу каждого дня, оставаясь до конца и с интересом беседуя со зрителями и участниками. На мой вопрос о его музыкальной подготовке Бруно Марсиё ответил, что не имеет абсолютно никакой. Но сразу же осознал ценность подобного события для «реноме», то есть репутации города и благоприятствования его облика. «Я поинтересовался и узнал, что для становления подобного фестиваля необходимо лет пять, но уже сейчас, спустя три года, вижу конкретные результаты, – говорит Бруно Марсиё. – Я встречаю разных слушателей, некоторые приезжают из Парижа и окрестных городов. Ведь каждый концерт имеет свой характер и специфику. Даже я понимаю это. И поэтому публика и ее реакция – тоже разная, хотя всегда очень бурная и радостная».
Подобная оценка весьма важна для устроителей фестиваля, которые действительно прилагают немало фантазии и усилий, чтобы максимально разнообразить программу, учитывая специфику каждого из дуэтов. На открытии фестиваля публику покорил дуэт Томаса Энко и Дана Тепфера, который носил название «Прежде всего друзья». И хотя все сочинения в их концерте были сплошной импровизацией, назвать этот дуэт джазовым просто невозможно. Это было искусство совместного музицирования на уровне, я бы сказал, подкорковой интуиции, совершенно свободной, на самом высоком интеллектуальном и пианистическом уровне. С первого мгновения, когда кто-то из двоих задавал тему, второй подхватывал, развивая и совершенствуя ее. Поклонники альтернативного джаза, освобожденного от набивших оскомину джазовых квадратов, были бы в восторге, как и слушатели этого концерта.
Один из ведущих в мире фортепианных дуэтов – Яара Таль и Андреас Грётхойзен, выступающий на самых престижных концертных подмостках, был приглашен еще на первый фестиваль, три года назад. Пандемия нарушила все их планы, и пришлось отложить приезд на два года. «Этот фестиваль сразу заявил о себе и уровнем, и уникальностью», – говорит Яара Таль. – Мы тут же решили, что подготовим для него совершенно необычную программу, которую вряд ли будем часто повторять. Очень уж она большая и сложная. Мы назвали ее “Interstellar” – “Межзвездная”. Это приношения и дань восхищения одних композиторов другим: Йозефа Райнбергера – Моцарту, Сен-Санса – Бетховену и современного немецкого композитора Рейнхарда Фебеля – Иоганну Себастьяну Баху. Последнее, написанное по следам “Искусства фуги”, посвящено Фебелем нашему дуэту. Мы всегда ищем для наших программ не только красивую музыку, которой немало написано и переложено для фортепианного дуэта. Нам важна идея программы, ее идеология, если хотите. Здесь композиторы творили, вдохновленные музыкой своих великих коллег».
Яара и Андреас играют вместе уже более тридцати лет. Она – израильтянка, чешских корней, Андреас – немец и, как мне шепнули, внук офицера вермахта. Встретились в Высшей школе музыки в Мюнхене, полюбили друг друга, и каждый из них готовился к сольной карьере. К идее играть вместе оба отнеслись со скепсисом, но уже с первых выступлений стало понятно и им, и их слушателям, что за их дуэтом – большое будущее. На мой вопрос об этой специфике фортепианных дуэтов – муж и жена, братья и сестры, близнецы, мать и сын (как в случае участников этого фестиваля Анн Кеффелек и Гаспара Деана) – Яара Таль объясняет это необходимостью не только духовной, интеллектуальной и кровной близости между участниками, но нередко и образом жизни, привычками и несомненной интимностью. «Тем более, когда речь идет не только о двух роялях, где неизбежен и столь необходим диалог, взаимопонимание, а о дуэте на рояле в четыре руки, – подчеркивает Яара. – Ведь в этом случае только один нажимает на педаль, и это не просто синхронизация. Здесь нужно дышать, думать и чувствовать вместе».
С этим, безусловно, согласна и Людмила Берлинская, которая играет со своим мужем, пианистом и аранжировщиком Артуром Анселем. И она, и Артур играют и записывают также сольные программы. Однако фортепианный дуэт – это совершенно восхитительная форма музицирования, вершиной которого можно считать исполнение в четыре руки. Сейчас они обратились к творчеству легендарного американского дуэта российского происхождения, учеников Артура Шнабеля, Виктора Бабина и Виктории Вронской. «Оказалось, что за последние десятилетия искусство фортепианных дуэтов стало невероятно популярным среди слушателей. Вспомним, что и квартетное исполнение до середины XIX века было уделом домашнего музицирования. Именно Бетховен, назвав квартет высшей формой ансамбля, вывел его на концертные площадки. Сейчас то же самое происходит и с фортепианными дуэтами. Поэтому мы так бережно и неуклонно пестуем эту форму ансамбля. У нас прекрасная команда волонтеров, абсолютно преданных фестивалю. И кроме поддержки муниципалитета, у нас прекрасный спонсор, компания “Шигеру Кавай”, этот “Роллс-Ройс” фортепиано, предоставившая нам четыре прекрасных инструмента. К тому же нельзя забывать, что у нас большой опыт в организации фестивалей, ведь мы уже много лет проводим ежегодный фестиваль камерной музыки “Ключ от дверей” (La Clé des Portes) в долине Луары».
В программе вечера Людмилы и Артура прозвучал Второй Концерт Виктора Бабина в сопровождении Национального симфонического оркестра Иль-де-Франс под управлением Георга Кёхлера, отдавшего второе отделение Шестой «Патетической» симфонии Чайковского.
Закрывал фестиваль удивительный концерт с детской программой с участием приехавшей из Санкт-Петербурга талантливой художницы, мастера песочной анимации Екатерины Барсуковой, которая в сопровождении игры Людмилы и Артура совершала чудеса на экране к вящему восторгу детской аудитории, до предела заполнившей зал театра. Должен отметить, что и их папы-мамы получали, судя по аплодисментам, не меньшее наслаждение. Кстати, по-русски неплохо говорил и еще один участник дуэтов, пианист, киноактер и композитор Гийом Фабр, учившийся в РАМ имени Гнесиных у профессора Татьяны Зеликман.
Но фестиваль не стал бы фестивальным событием, если бы у него не было так называемого «фринджа» – бахромы или обочины. Ею стали неизменные десятиминутные выступления фортепианных дуэтов молодых музыкантов перед каждой официальной фестивальной программой и лекции для широкой публики с участием пианистов, композиторов и музыкальных критиков. Были также некие музыкальные аперитивы в том или другом баре или ресторанчике вокруг театра, где за час до концерта посетители за бокалом вина или пива могли послушать легкую или джазовую музыку в исполнении молодых (и не очень) музыкантов на пианино в четыре руки. Должен отметить, что подобное времяпрепровождение весьма пробуждает аппетит, и не только музыкальный. К вящему удовольствию рестораны в Ранжисе в честь фестиваля специально открывают даже в воскресенье.