Два рояля и четыре руки События

Два рояля и четыре руки

Об атмосфере, программе и музыкальных аперитивах Международного фестиваля фортепианных дуэтов Piano-Piano

Небольшой, но очень красочный французский городок Ранжис, расположенный в 10 километрах к югу от Парижа, известен самым большим в Европе международным оптовым рынком, привлекающим не только продавцов и покупателей, но и многотысячные толпы туристов. До недавнего времени этот рынок был единственной аттракцией Ранжиса, застроенного небольшими уютными домами-коттеджами и большими современными офисными зданиями, окружающими кольцом исторический центр с собственным собором Нотр-Дам – Святой Богородицы.

Три года назад здесь появился еще один центр притяжения – Международный фестиваль фортепианных дуэтов Piano-Piano. Его родителями-основателями стали переехавшие шесть лет назад в этот городок участники известного фортепианного дуэта Людмила Берлинская и Артур Ансель. Они предложили тогдашнему мэру города эту идею, и он, страстный меломан, сразу же подхватил ее. Осознавая, как такое событие может изменить облик города, где уже были и свой театр, и консерватория французского типа, то есть музыкальная школа. По словам Милы Берлинской, их целью был ежегодный интернациональный фестиваль, подобного которому нет во Франции, куда они будут приглашать только постоянно существующие дуэты, а не ансамбли, собирающиеся ad hoc, по особому случаю. Оказалось, что подобная форма концертного музицирования имеет огромную армию поклонников. Уже первый фестиваль, прошедший три года назад, увенчался успехом, несмотря на пандемию, а может быть, вопреки или даже благодаря ей! Ведь большие залы и фестивали были ограничены числом слушателей и столкнулись с проблемой рентабельности, а такого рода эксклюзивные события стали центрами притяжения.

Несмотря на то, что бывший глава города ушел со своего поста, его преемник, Бруно Марсиё, не только продолжил линию своего предшественника, но и стал активным посетителем концертов. Он не только выступал перед каждым концертом, лично открывая Третий фестиваль Piano-Piano, но и с большим вниманием слушал программу каждого дня, оставаясь до конца и с интересом беседуя со зрителями и участниками. На мой вопрос о его музыкальной подготовке Бруно Марсиё ответил, что не имеет абсолютно никакой. Но сразу же осознал ценность подобного события для «реноме», то есть репутации города и благоприятствования его облика. «Я поинтересовался и узнал, что для становления подобного фестиваля необходимо лет пять, но уже сейчас, спустя три года, вижу конкретные результаты, – говорит Бруно Марсиё. – Я встречаю разных слушателей, некоторые приезжают из Парижа и окрестных городов. Ведь каждый концерт имеет свой характер и специфику. Даже я понимаю это. И поэтому публика и ее реакция – тоже разная, хотя всегда очень бурная и радостная».

Подобная оценка весьма важна для устроителей фестиваля, которые действительно прилагают немало фантазии и усилий, чтобы максимально разнообразить программу, учитывая специфику каждого из дуэтов. На открытии фестиваля публику покорил дуэт Томаса Энко и Дана Тепфера, который носил название «Прежде всего друзья». И хотя все сочинения в их концерте были сплошной импровизацией, назвать этот дуэт джазовым просто невозможно. Это было искусство совместного музицирования на уровне, я бы сказал, подкорковой интуиции, совершенно свободной, на самом высоком интеллектуальном и пианистическом уровне. С первого мгновения, когда кто-то из двоих задавал тему, второй подхватывал, развивая и совершенствуя ее. Поклонники альтернативного джаза, освобожденного от набивших оскомину джазовых квадратов, были бы в восторге, как и слушатели этого концерта.

Один из ведущих в мире фортепианных дуэтов – Яара Таль и Андреас Грётхойзен, выступающий на самых престижных концертных подмостках, был приглашен еще на первый фестиваль, три года назад. Пандемия нарушила все их планы, и пришлось отложить приезд на два года. «Этот фестиваль сразу заявил о себе и уровнем, и уникальностью», – говорит Яара Таль. – Мы тут же решили, что подготовим для него совершенно необычную программу, которую вряд ли будем часто повторять. Очень уж она большая и сложная. Мы назвали ее “Interstellar” – “Межзвездная”. Это приношения и дань восхищения одних композиторов другим: Йозефа Райнбергера – Моцарту, Сен-Санса – Бетховену и современного немецкого композитора Рейнхарда Фебеля – Иоганну Себастьяну Баху. Последнее, написанное по следам “Искусства фуги”, посвящено Фебелем нашему дуэту. Мы всегда ищем для наших программ не только красивую музыку, которой немало написано и переложено для фортепианного дуэта. Нам важна идея программы, ее идеология, если хотите. Здесь композиторы творили, вдохновленные музыкой своих великих коллег».

Яара и Андреас играют вместе уже более тридцати лет. Она – израильтянка, чешских корней, Андреас – немец и, как мне шепнули, внук офицера вермахта. Встретились в Высшей школе музыки в Мюнхене, полюбили друг друга, и каждый из них готовился к сольной карьере. К идее играть вместе оба отнеслись со скепсисом, но уже с первых выступлений стало понятно и им, и их слушателям, что за их дуэтом – большое будущее. На мой вопрос об этой специфике фортепианных дуэтов – муж и жена, братья и сестры, близнецы, мать и сын (как в случае участников этого фестиваля Анн Кеффелек и Гаспара Деана) – Яара Таль объясняет это необходимостью не только духовной, интеллектуальной и кровной близости между участниками, но нередко и образом жизни, привычками и несомненной интимностью. «Тем более, когда речь идет не только о двух роялях, где неизбежен и столь необходим диалог, взаимопонимание, а о дуэте на рояле в четыре руки, – подчеркивает Яара. – Ведь в этом случае только один нажимает на педаль, и это не просто синхронизация. Здесь нужно дышать, думать и чувствовать вместе».

С этим, безусловно, согласна и Людмила Берлинская, которая играет со своим мужем, пианистом и аранжировщиком Артуром Анселем. И она, и Артур играют и записывают также сольные программы. Однако фортепианный дуэт – это совершенно восхитительная форма музицирования, вершиной которого можно считать исполнение в четыре руки. Сейчас они обратились к творчеству легендарного американского дуэта российского происхождения, учеников Артура Шнабеля, Виктора Бабина и Виктории Вронской. «Оказалось, что за последние десятилетия искусство фортепианных дуэтов стало невероятно популярным среди слушателей. Вспомним, что и квартетное исполнение до середины XIX века было уделом домашнего музицирования. Именно Бетховен, назвав квартет высшей формой ансамбля, вывел его на концертные площадки. Сейчас то же самое происходит и с фортепианными дуэтами. Поэтому мы так бережно и неуклонно пестуем эту форму ансамбля. У нас прекрасная команда волонтеров, абсолютно преданных фестивалю. И кроме поддержки муниципалитета, у нас прекрасный спонсор, компания “Шигеру Кавай”, этот “Роллс-Ройс” фортепиано, предоставившая нам четыре прекрасных инструмента. К тому же нельзя забывать, что у нас большой опыт в организации фестивалей, ведь мы уже много лет проводим ежегодный фестиваль камерной музыки “Ключ от дверей” (La Clé des Portes) в долине Луары».

В программе вечера Людмилы и Артура прозвучал Второй Концерт Виктора Бабина в сопровождении Национального симфонического оркестра Иль-де-Франс под управлением Георга Кёхлера, отдавшего второе отделение Шестой «Патетической» симфонии Чайковского.

Закрывал фестиваль удивительный концерт с детской программой с участием приехавшей из Санкт-Петербурга талантливой художницы, мастера песочной анимации Екатерины Барсуковой, которая в сопровождении игры Людмилы  и Артура совершала чудеса на экране к вящему восторгу детской аудитории, до предела заполнившей зал театра. Должен отметить, что и их папы-мамы получали, судя по аплодисментам, не меньшее наслаждение. Кстати, по-русски неплохо говорил и еще один участник дуэтов, пианист, киноактер и композитор Гийом Фабр, учившийся в РАМ имени Гнесиных у профессора Татьяны Зеликман.

Но фестиваль не стал бы фестивальным событием, если бы у него не было так называемого «фринджа» – бахромы или обочины. Ею стали неизменные десятиминутные выступления фортепианных дуэтов молодых музыкантов перед каждой официальной фестивальной программой и лекции для широкой публики с участием пианистов, композиторов и музыкальных критиков. Были также некие музыкальные аперитивы в том или другом баре или ресторанчике вокруг театра, где за час до концерта посетители за бокалом вина или пива могли послушать легкую или джазовую музыку в исполнении молодых (и не очень) музыкантов на пианино в четыре руки. Должен отметить, что подобное времяпрепровождение весьма пробуждает аппетит, и не только музыкальный. К вящему удовольствию рестораны в Ранжисе в честь фестиваля специально открывают даже в воскресенье.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии