Две Анны и одно ведро грима События

Две Анны и одно ведро грима

В БДТ имени Товстоногова прошла премьера балета «Две Анны»

У нас в Петербурге туристам научились продавать все, что хоть каким-то образом связано с любимой оштукатуренной столицей-на-болотах. Первыми коммерция забрала поэтов Серебряного века – детей прокуренного, залитого духами и абсентом, декадентского fin de siècle. А рядом ведь еще и Дягилев с его «Сезонами»! Дошло до того, что, живя в Петербурге, начинаешь недовольно морщиться, замечая афишу с очередным интимно-телесно-томительным действом, приуроченным к вышеупомянутому многострадальному периоду русской культуры. Но, в конце концов, Четырнадцатая соната Бетховена же не становится хуже от того, что играет из каждого второго утюга и каждого первого класса музыкальной школы? Точно так и с Серебряным веком – временем, когда лучшие из литераторов, наконец, полностью осмыслили и освоили наследие языковых революций XIX столетия, научились из недоброй тяжести переполненного смыслами и полутонами русского слова создавать прекрасное. Точно так и с «Русскими сезонами», переоткрывшими Россию Европе, а Европу – России. Потому отбросим малоумное снобское брюзжание и посмотрим непредвзято на «Две Анны», премьеру фестиваля «Дягилев. P.S.» 2025 года. Вечер состоял из двух одноактных балетов в хореографии Павла Глухова и Юрия Посохова.

«Анна Павлова»

Работа Павла Глухова встречает нас красным занавесом, точнее даже, несколькими красными занавесами, которые громоздятся друг на друга, формируя тем самым камерное пространство спектакля. Сценография Марии Трегубовой собирает и фокусирует внимание: складки многочисленных штор и гигантские кутасы не дают взгляду отвлекаться от происходящего в маленькой луже света по центру импровизированного райка, где пляшут куклы в черно-белых костюмах с измазанными белым гримом лицами. На сцене идет игра: игра в хореографию, игра в немое кино, игра в Анну Павлову и ее многочисленных ухажеров. Можно выдохнуть – хотя бы здесь без томной сложности и пафосных богемных томлений. И без великой литературы там, где ей не место. Глухов не стесняется дистанции, неизбежно образовавшейся между сегодняшним днем и тем, что было больше ста лет назад. Он собирает в кучу байки, стереотипы, клише и пытается использовать их как инструмент той самой игры.

Спектакль подкупает там, где не стремится быть ироничным и нарочито остроумным: действие течет естественно, на сцене по очереди появляются разные Анны Павловы с разными ухажерами, им сочувствующие, а также красные стулья. Чистой хореографии в балете немного, что явно играет ему на руку: все театрализовано настолько, что внезапные классические па смотрелись бы здесь как чтение Тютчева в одной из громких рюмочных старой Думской улицы. Танец все равно остается стержнем действия, но игриво прячется за разные ширмы.

Хуже дело обстоит в эпизодах, где нас, видимо, пытались смешить. Пару раз местный Стравинский (Антон Гайнутдинов) пытается заставить музыкантов в импровизированной яме (островок в зале, со всех сторон обставленный креслами зрителей) играть куски «Весны священной». Зачем нужны эти нудные и неестественные вставки, не совсем понятно. Невнятным получился и финал, в котором сцену решили оголить, подняв все, кроме одного, занавесы, пустить пар, закидать планшет пуантами и вывести все ипостаси главной героини на сцену одновременно. Пуанты сами по себе не успели обрасти за спектакль символическим значением, превратиться в сакральный предмет – даже саму Павлову нам довольно талантливо представляли больше персонажем, чем балериной. Безусловно, множество небольших одинаковых объектов, рассыпанных по пустой сцене, смотрятся эффектно, а пуанты и балет неразрывно связаны. Но даже если стихи всегда пишутся пером и чернилами, далеко не в каждой поэме к месту строчка по поводу писчих принадлежностей.

Музыку к балету написал композитор Илья Демуцкий, у которого получилась сюита для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и кларнета. Партии исполняли Андрей Коробейников и солисты OpensoundOrchestra Станислав Малышев, Инна Зильберман, Ксения Жулева, Ольга Калинова, Игнат Красиков. Композиция по большей части представляет собой кабаретно-шарманочную мелодическую линию с вкраплениями Сен-Санса, заретушированную околотональной гармонией и парочкой пристойных расширенных техник (без игры на скрипке языком). Со своей прикладной ролью музыка справляется: задает направление и не перегружает происходящее особенным остроумием.

«Анна Ахматова»

Балет Юрия Посохова получился диаметрально другим. Здесь уже никаких игрушек. Музыка – квинтет Сезара Франка, бурлящий, многословный, полный подлинно французской героики. Поздний Франк своими звуковыми водоворотами генерирует такую экспрессию, что на ее фоне и пустая сцена будет смотреться не менее драматично, чем изрытые французской артиллерией склоны Шемен-де-Дам (тем более музыканты, ведомые роялем Андрея Коробейникова, играли образцово). Создавать пластический контрапункт такой музыке, отвечать движениями как на ее сдержанную сентиментальность, так и на ее неудержимые порывы – задача не из легких, требующая тонкого чувства меры. Но Посохов беспощаден. Он не только создает свой фирменный тягуче-густой поток хореографии, но и добавляет к происходящему стихи. По сцене ходит Ахматова (Полина Маликова) и читает вслух, параллельно она же (Элеонора Севенард) танцует то с Модильяни (Алексей Путинцев), то с Гумилевым (Даниил Потапцев), периодически к ним присоединяются натурщица Жанна (Ярославна Куприна) и три пары корифеев. От передозировки пафосом все происходящее не столько превращается в китч, сколько вообще перестает восприниматься как-либо. Легко можно поверить, что там, на сцене, все очень серьезно, но в этой серьезности как будто нет вообще никакого места зрителю: все занято личными переживаниями поэтессы, композитора и хореографа.

«Две Анны» вышли неоднозначными, под стать эпохе, к которой обращаются. В балете томятся, плачут, играют и издеваются с разной долей успеха и эффекта. Поставить два контрастных акта, с разными хореографами, разной по роли и значению музыкой, разной стилистикой – решение логичное и последовательное. Получившееся же в итоге целое вызывает скорее не восхищение, а вопросы. Например, что бы получилось, будь грима ведром больше.