Послужной список испанского дирижера Хайме Мартина впечатляет, учитывая, что начинал он свою карьеру как флейтист. Мартин сотрудничал со многими известными оркестрами из Испании, Великобритании, Германии, Франции. В его дискографии — концерты Моцарта для духовых инструментов, сочинения Брамса, испанская музыка и даже последнее симфоническое сочинение американского кинокомпозитора Джеймса Хорнера Collages.
Величественные виды австралийских скал «Двенадцать апостолов» на обложке сопровождают релиз Пятой и Шестой симфоний Антонина Дворжака. Это первый из планируемых пяти дисков, охватывающих все симфонии композитора. Для Мартина это глубоко личный проект; как он говорит, «ностальгия по родине, которую дает музыка Дворжака, сопровождала меня с тех пор, как я в десять лет впервые услышал симфонию “Из Нового Света” на пластинке из коллекции моего отца». Для диска взяты живые записи концертов, сделанные в 2023 году с Мельбурнским симфоническим оркестром, где Мартин является главным дирижером.
Пятая и Шестая симфонии знаменуют поворотный этап в карьере композитора. В первые годы сочинения музыки Дворжак ориентировался, с одной стороны, на венских классиков, а с другой — на популярного тогда Вагнера. Но примерно в конце 1870‑х, в особенности после бешеного успеха «Славянских танцев», композитор стал чаще обращаться к национальным традициям в своей музыке. Это напрямую отразилось в данных симфониях, где используются любимые Дворжаком думка (лирическая протяжная песня) и фуриант (чешский танец). Его Пятую симфонию часто сравнивают с Пасторальной симфонией Бетховена. Но руссоистское блаженное слияние с природой здесь отсутствует, вместо этого правильнее говорить о впечатлениях от достопримечательностей Чехии, увиденных из окна поезда. Атмосфера первых трех частей скорее камерная, временами игривая, временами грустная; по контрасту финал взрывается бурей страсти. Шестая симфония явно вдохновлена написанной в той же тональности Второй симфонией Брамса, особенно в первой части и в финале. Однако в целом видны те же характерные черты стиля Дворжака — ритмические синкопы и пунктиры, выразительные мелодические линии, часто отданные низким инструментам. Это была первая изданная симфония композитора в период, когда ему стали предлагать заказы крупные музыкальные институции. По сравнению с предшествующей Пятой здесь ощущается отточенность стиля Дворжака и главенство общего просветленного и радостного настроения.
Представляется, что европейские традиции сочинения музыки и фольклорные интонации, которые просвечиваются у Дворжака, не нашли отклика у Хайме Мартина. Он трактует обе симфонии с необычайным напором и агрессией. По тексту дирижер движется решительным шагом, сметая все на своем пути. Такое отношение к партитуре, где много повторяющихся эпизодов и в целом уже достаточно статичная фактура, приводит к упрощению музыки. Где же проникновенность, где нежная лирика? Они поглощены «эпичным» повествованием. Парадокс в том, что такая интерпретация точно следует партитуре, но на выходе получается запись, от которой быстро устают уши. И это не упрек к качеству оркестра: технически коллектив осуществил волю дирижера на высоком уровне. Особенно хочется отметить безупречную работу валторн в туттийных и сольных эпизодах. Но в целом исполнение вышло достаточно тяжеловесным и прямолинейным.