Двой­ной день рождения Инны Желанной События

Двой­ной день рождения Инны Желанной

Концерт «мирового» значения сыграли в ГлавClub

Незадолго до концерта его главная участница в очередной раз провокативно задалась вопросом на Фейсбуке, к каком жанру отнести ее музыку, и пока точнее, чем определение world music, придумать сложно. Все, что сделано Инной Желанной & Co. на протяжении тринадцати лет идеально подходит под это определение, придуманное профессионалами в области музыкальной индустрии. Впрочем, слово «индустрия» волей-­неволей подразумевает некую монетизацию процесса, что в случае с Желанной и музыкой, которую исполняет она и ее коллеги, выглядит, мягко говоря, умозрительно. Совмещение фольклорных мелодий и современных музыкальных технологий, роковой энергии и народной традиции сами исполнители одинаково емко называют и «псайхо-­трансом», и «этно-прогрессив-­психоделикой» – и они, несомненно, правы. Да и спорить себе дороже.

За день до концерта Желанная, с которой мы спонтанно пересеклись в небольшой кофейне, энергично рассылала поручения: под контролем каждый шаг грядущего концерта – от подтверждения участия всех музыкантов до готовности мерчендайзинга. Для решения всех этих вопросов есть менеджмент, но за годы работы Желанная привыкла все проверять сама. Понимая, что вытянуть у артиста в подобной ситуации ­какие-либо подробности готовящегося концерта не представляется возможным, я предпочел ретироваться, тем более что интрига явно нарастала. «Пелагея подтвердилась! Представляешь, прервет тур по Сибири: приедет, выступит и обратно! Человек!», – сообщила Желанная напоследок.

То, что концерт «Двой­ной день рождения: 55/13» станет событием must see, никто из поклонников не сомневался. Когда в сопровождении басиста Сергея «Гребстеля» Калачева, духовика Олега Маряхина, барабанщика Дмитрия Фролова Инна вышла, объявила программу и обнародовала список городов, из которых приехала часть публики, стало ясно: действо предстоит необычное. Так оно и получилось.

Исполняемая Инной Желанной и духовно близкими ей артистами музыка – не массовая. Дело здесь совсем не в непременном уровне музыкальной подготовки слушателя. Все перечисленные в рамках определения стиля составляющие вкупе представляют собой если уж не массовую, то, безусловно, доступную для современного любителя хорошей музыки картину: яркую, насыщенную, играющую всеми цветами и красками, тщательно выписанную, срежиссированную и поданную без малейшего заигрывания со слушателем. В нынешней музыкальной приторной шоу-бизнесной ситуации – все это полный швах; в подлинном честном отношении к творчеству – единственно возможный и беспроигрышный вариант.

Все, что происходило в этот вечер в ГлавClub, напоминало небольшой фестиваль. Четкая логистика бэкстейдж-­пространства позволяла всем участникам концерта готовиться, распеваться, общаться и распивать меды в свое удовольствие, оставляя менеджерам решение только одной задачи: следить за тем, чтобы артисты вовремя оказались на сцене.

Все это было отрегулировано уже на первом блоке, когда Желанная выдала первый сет из трех песен – «Бай-бай, у кота», «Крапива», «Старый муж». Привычно не впадая в показательную задумчивость между песнями, Инна весь концерт вела диалог со зрителями в неизменно доверительно-­ироничной манере, не нагнетая звездного пафоса отечественной примы world music, но ненавязчиво показывая, кто в доме хозяйка.

На смену хозяйской заявке вышел «Рекорд Оркестр» – владимирская группа, известная широкой публике по хиту «Лада Седан», но в этот вечер вонзившая наиболее привычным сетом из бурлящего балканского фолка и бешеной босса-новы. Секстет во главе с вокалистом Тимофеем Копыловым настроил публику на нужный лад и оперативно растворился по гримеркам и залу. Начало было положено: на сцену вышли Сергей Старостин и Мариан Калдарару. Старостин по прозвищу «Дед» – давний друг и наставник Желанной. Именно он в 1990-м познакомил «Альянс» (уже уставший к тому моменту от своего «ново-волнового» хита «На заре» и сумрачной психоделики) с фольклорной традицией, что и принесло альбому «Сделано в белом» с участием Желанной звание лучшей европейской пластинки на Radio France International в 1994 году. Сотрудничество было недолгим, но именно на этом этапе Инна Желанная окончательно выбрала свой курс и больше от него, заданного штурманом-­Дедом, не уклонялась. Развивала, выдумывала, постигала, трансформировала. Результат, как мы видим, превзошел ожидания, за что Старостину – неизменный поклон.

Two Siberians – Юрий Матвеев (гитара) и Артем Якушенко (скрипка), ранее называвшиеся «Белый Острог», – сибиряки, давние друзья Желанной. Невероятный по энергетике дуэт ее соратников в нелегком продвижении жанра. Из определений западных критиков того, что они делают, можно написать небольшую оду. Выступление Two Siberians отточено, но, как обычно, оставляет простор для импровизации, и после короткого сета становится ясно – это далеко не все, что сегодня будет ими сказано.

Небольшая перестановка, и на сцене арт-проект «Вилы» – новое творение Инны Желанной. В составе кроме солистки и Сергея Калачева (облаченного в цилиндр и отвечающего здесь за барабаны, сэмплы и аранжировки) – трое девушек-­вокалисток: Маргарита Кожеурова, Алиса Романова, Елена Лифшиц. «Вилы» – мистические существа, очаровывающие мужчин голосами, крыльями, ногами и одеждами. Ну и, конечно, забойный фольк-­транс-дэнс – абсолютно новый подход к этнике, прозвучавший куда мощнее, чем ­когда-то на презентации проекта. Понятно, что Желанная – лидер и здесь, но индивидуальность каждой из участниц здесь прекрасна и очевидна. Ну и не забываем о театре, с которым у «Вил» полный порядок. Это выступление стало условным экватором концерта.

Не так давно презентовавшая на этой же площадке свой новый альбом «Пиф-­Паф» лидер группы «Маша и Медведи» Маша Макарова отметилась сразу в двух номерах – «Зимородке» и «Яйце». Первый – новая пронзительная композиция, исполненная Макаровой совместно с гитаристом Георгием «Гео» Аванесяном, и второй – Машина же песня, спетая дуэтом с Желанной.

Завершали гостевой сет OYME Ежевики Спиркиной, исследовательницы финно-­угорского фольклора, и выступление «младшей сестренки» – Пелагеи, накануне ставшей заслуженной артисткой РФ.

«Хозяйский» финал был выстроен максимально грамотно. На песне «Дальше, дальше» к Желанной присоединились фронтмен «Альянса» Игорь Журавлев, Владимир Жарко и исполнительница на гуслях Рия Волкова. На «Блюзе» со сцены не ушли Журавлев и Жарко. В «Воробье» Желанная оказалась на сцене с лидером «Маримбы Плюс» Львом Слепнером, а на «Зиме» –со скрипачом Артемом Якушенко из Two Siberians.

«Иван-­Марья» же стала мощным финалом с участием всех гостей праздника, кроме неизменно важнейших «невидимых» героев – звукорежиссера Владимира Губатова, невозмутимо «отруливавшего» идеальный звук на площадке, и Алексея «Чоя» – видеохудожника, создававшего на сценическом экране видеошоу, достойное отдельной премьеры. Кстати, о премьерах. В кулуарах поговаривали о том, что концерт был записан сразу на несколько камер. Так что тем, кто не смог увидеть всего происходившего живьем, возможно, удастся почувствовать атмосферу того, что происходило на «Двой­ном дне рождения: 55/13».

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»