Двой­ной портрет События

Двой­ной портрет

В Башкирском театре оперы и балета прошел творческий вечер, посвященный музыке Исаака и Максима Дунаевских

Хотя формально их двой­ной юбилей – 120 лет отцу и 75 лет сыну – отмечали год назад, но пандемия, как теперь говорят, «смешала карты», и праздничные концерты отменились, перенеслись, и вот, наконец, настал момент, что отступать уже некуда. С опозданием на год юбилейный тур по стране стартовал в Уфе.

«Я всегда боялся, чтобы меня сопоставляли с папой, как все дети знаменитых родителей, не хотел, чтобы меня с ним сравнивали. Но время идет, и это становится не очень важно, и ­что-то уже сделано. Так что можно выходить на сцену с такой программой, где прозвучит музыка отца и сына», – признался публике Максим Дунаевский, встав за дирижерский пульт Симфонического оркестра Башоперы.

Открыла концерт Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» – визитная карточка творчества Дунаевского-­старшего, сыгранная оперным оркестром с большим воодушевлением, так что «зашло» не только зрителям, но и дирижеру. «Эту музыку играют многие, но чтобы так хорошо и горячо – бывает нечасто. Я сам заслушался, поаплодируйте своим музыкантам», – обратился Максим Исаакович в зал.

Представляя песню из кинофильма «Веселые звезды», Дунаевский-­младший увлекательно рассказал о дружбе своего отца и Клавдии Шульженко, и в его обаятельном комментарии эти легендарные люди становились нам ближе и понятнее. Конечно, сложно конкурировать с такими образцами, но вот вложить новые эмоции, сделать песню созвучной современности – с этой задачей прекрасно справилась приглашенная солистка Башкирской оперы Эстер Кандинова. Звонкое сопрано, винтажное платье в горошек – и вот уже готов образ героинь Дунаевских: от Мэрион Диксон до Мэри Поппинс. Имидж артистке придумал главный художник Башоперы Иван Складчиков, он же «переодел» ее во втором отделении в черное вечернее, подчеркнув элегантность линий ее фигуры. А на финал Эстер вышла в коралловом платье с декольте, чтобы спеть «Заздравную» из знаменитого кинофильма «Весна».

«Все вокруг волшебно и чудесно» – эта строчка песни из той же «Весны» могла быть отнесена и к самой Эстер: ее интеллигентная – в меру раскованная, в меру академичная манера исполнения вызвала у слушателей море позитивных эмоций. Молодая певица естественно вжилась в героинь великих советских фильмов: задорная Вера Шатрова из «Весны», влюбленная Анюта из «Веселых ребят», мечтательно поющая знаменитую «Колыбельную» Мэрион Диксон – звезда «Цирка». Не обошлось, конечно, без культовых песен самого Максима Дунаевского: «Леди Совершенство» – беспроигрышный билет к сердцу любого слушателя в любой точке мира. Эстер создала свой образ – не железной леди, а утонченной английской мисс, для которой быть совершенной – привилегия, данная от рождения. «Тридцать три коровы» спели мальчуганы из Хоровой студии при Башопере. И, конечно, уфимцам несказанно повезло услышать авторское исполнение «Непогоды». «Конечно, пою я так себе, но зато – с композиторской душой», – кокетливо бросил реплику в ревущий от восторга зал Дунаевский. Что ж, мэтр может позволить себе «пошалить». Во втором отделении он присел за рояль, чтобы напомнить о том, что «Все пройдет». В этом ему помог не только оркестр, но и хор Башоперы, с явным удовольствием музицировавший с классиком нашей эстрады.

Максим Дунаевский и Эстер Кандинова

Еще один солист Башоперы – Айтуган Вальмухаметов – был интегрирован в эту программу. Ему была доверена ария гидрогеолога Николая из оперетты «Золотая долина» Исаака Дунаевского – музыка такого безоблачного счастья, что даже сложно поверить, что она создавалась в кровавом для советских людей 1937 году. Эстер и Айтуган составили симпатичную пару в дуэте из другой оперетты, «Вольный ветер», и можно было оценить высокое качество подготовки певцов и их абсолютный контакт с дирижером. Максим Дунаевский, стоя спиной, ­каким-то непостижимым образом «ловил» все рубато, смысловые цезуры, ни на ноту не расходясь с солистами. Такой ансамбль редко сейчас бывает в опере, несмотря на то что дирижер неотрывно смотрит на певцов из ямы, а тут оркестр на сцене, солисты за спиной – и все получается идеально.

По словам Эстер Кандиновой, творить с таким безумно талантливым композитором – невероятное счастье: «Когда мы обсуждали, репетировали – мы были на одной волне с Максимом Исааковичем, я ощущала магию его личности. И на сцене эта магия тоже была – уже для всех музыкантов и зрителей. Некоторые песни Исаака Дунаевского я уже пела раньше, “Звать любовь не надо” исполняла на Премии “Фигаро”, которая проходила в Театре антрепризы имени Андрея Миронова. А над остальными я работала впервые, и я благодарна Максиму Исааковичу, что он посвятил меня в этот волшебный мир».

Как вписывается в репертуарную стратегию появление такого концерта в афише? На этот вопрос дал ответ генеральный директор театра Ильмар Альмухаметов: «В связи с тем, что мы – единственный театр в республике, мы должны представлять разнообразные жанры своему зрителю. Этот проект позволил публике встретиться с живым композитором – автором популярных песен, мюзиклов. Он очаровал всех своей открытостью, искренностью, подарив людям в наши суровые времена немного солнца и праздника. Мы, со своей стороны, увидели, что такой контент тоже возможен на нашей сцене, он востребован и естественно воспринимается в академической интерпретации – с симфоническим оркестром, с настоящим оперным вокалом. Ведь песни Исаака и Максима Дунаевских создавались в расчете на певцов с классической оперной школой… Мне было важно личное знакомство, чтобы обговорить возможные творческие планы, узнать, что у него лежит в портфеле. Надеюсь, что впереди нас ждет новая совместная работа». А пока успешный проект продолжит путешествие по России: как говорят организаторы, запланировано десять концертов, главное, чтобы пятой волной не накрыло.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди