Двой­ной портрет События

Двой­ной портрет

В Башкирском театре оперы и балета прошел творческий вечер, посвященный музыке Исаака и Максима Дунаевских

Хотя формально их двой­ной юбилей – 120 лет отцу и 75 лет сыну – отмечали год назад, но пандемия, как теперь говорят, «смешала карты», и праздничные концерты отменились, перенеслись, и вот, наконец, настал момент, что отступать уже некуда. С опозданием на год юбилейный тур по стране стартовал в Уфе.

«Я всегда боялся, чтобы меня сопоставляли с папой, как все дети знаменитых родителей, не хотел, чтобы меня с ним сравнивали. Но время идет, и это становится не очень важно, и ­что-то уже сделано. Так что можно выходить на сцену с такой программой, где прозвучит музыка отца и сына», – признался публике Максим Дунаевский, встав за дирижерский пульт Симфонического оркестра Башоперы.

Открыла концерт Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» – визитная карточка творчества Дунаевского-­старшего, сыгранная оперным оркестром с большим воодушевлением, так что «зашло» не только зрителям, но и дирижеру. «Эту музыку играют многие, но чтобы так хорошо и горячо – бывает нечасто. Я сам заслушался, поаплодируйте своим музыкантам», – обратился Максим Исаакович в зал.

Представляя песню из кинофильма «Веселые звезды», Дунаевский-­младший увлекательно рассказал о дружбе своего отца и Клавдии Шульженко, и в его обаятельном комментарии эти легендарные люди становились нам ближе и понятнее. Конечно, сложно конкурировать с такими образцами, но вот вложить новые эмоции, сделать песню созвучной современности – с этой задачей прекрасно справилась приглашенная солистка Башкирской оперы Эстер Кандинова. Звонкое сопрано, винтажное платье в горошек – и вот уже готов образ героинь Дунаевских: от Мэрион Диксон до Мэри Поппинс. Имидж артистке придумал главный художник Башоперы Иван Складчиков, он же «переодел» ее во втором отделении в черное вечернее, подчеркнув элегантность линий ее фигуры. А на финал Эстер вышла в коралловом платье с декольте, чтобы спеть «Заздравную» из знаменитого кинофильма «Весна».

«Все вокруг волшебно и чудесно» – эта строчка песни из той же «Весны» могла быть отнесена и к самой Эстер: ее интеллигентная – в меру раскованная, в меру академичная манера исполнения вызвала у слушателей море позитивных эмоций. Молодая певица естественно вжилась в героинь великих советских фильмов: задорная Вера Шатрова из «Весны», влюбленная Анюта из «Веселых ребят», мечтательно поющая знаменитую «Колыбельную» Мэрион Диксон – звезда «Цирка». Не обошлось, конечно, без культовых песен самого Максима Дунаевского: «Леди Совершенство» – беспроигрышный билет к сердцу любого слушателя в любой точке мира. Эстер создала свой образ – не железной леди, а утонченной английской мисс, для которой быть совершенной – привилегия, данная от рождения. «Тридцать три коровы» спели мальчуганы из Хоровой студии при Башопере. И, конечно, уфимцам несказанно повезло услышать авторское исполнение «Непогоды». «Конечно, пою я так себе, но зато – с композиторской душой», – кокетливо бросил реплику в ревущий от восторга зал Дунаевский. Что ж, мэтр может позволить себе «пошалить». Во втором отделении он присел за рояль, чтобы напомнить о том, что «Все пройдет». В этом ему помог не только оркестр, но и хор Башоперы, с явным удовольствием музицировавший с классиком нашей эстрады.

Максим Дунаевский и Эстер Кандинова

Еще один солист Башоперы – Айтуган Вальмухаметов – был интегрирован в эту программу. Ему была доверена ария гидрогеолога Николая из оперетты «Золотая долина» Исаака Дунаевского – музыка такого безоблачного счастья, что даже сложно поверить, что она создавалась в кровавом для советских людей 1937 году. Эстер и Айтуган составили симпатичную пару в дуэте из другой оперетты, «Вольный ветер», и можно было оценить высокое качество подготовки певцов и их абсолютный контакт с дирижером. Максим Дунаевский, стоя спиной, ­каким-то непостижимым образом «ловил» все рубато, смысловые цезуры, ни на ноту не расходясь с солистами. Такой ансамбль редко сейчас бывает в опере, несмотря на то что дирижер неотрывно смотрит на певцов из ямы, а тут оркестр на сцене, солисты за спиной – и все получается идеально.

По словам Эстер Кандиновой, творить с таким безумно талантливым композитором – невероятное счастье: «Когда мы обсуждали, репетировали – мы были на одной волне с Максимом Исааковичем, я ощущала магию его личности. И на сцене эта магия тоже была – уже для всех музыкантов и зрителей. Некоторые песни Исаака Дунаевского я уже пела раньше, “Звать любовь не надо” исполняла на Премии “Фигаро”, которая проходила в Театре антрепризы имени Андрея Миронова. А над остальными я работала впервые, и я благодарна Максиму Исааковичу, что он посвятил меня в этот волшебный мир».

Как вписывается в репертуарную стратегию появление такого концерта в афише? На этот вопрос дал ответ генеральный директор театра Ильмар Альмухаметов: «В связи с тем, что мы – единственный театр в республике, мы должны представлять разнообразные жанры своему зрителю. Этот проект позволил публике встретиться с живым композитором – автором популярных песен, мюзиклов. Он очаровал всех своей открытостью, искренностью, подарив людям в наши суровые времена немного солнца и праздника. Мы, со своей стороны, увидели, что такой контент тоже возможен на нашей сцене, он востребован и естественно воспринимается в академической интерпретации – с симфоническим оркестром, с настоящим оперным вокалом. Ведь песни Исаака и Максима Дунаевских создавались в расчете на певцов с классической оперной школой… Мне было важно личное знакомство, чтобы обговорить возможные творческие планы, узнать, что у него лежит в портфеле. Надеюсь, что впереди нас ждет новая совместная работа». А пока успешный проект продолжит путешествие по России: как говорят организаторы, запланировано десять концертов, главное, чтобы пятой волной не накрыло.

Два дирижера и одна палочка События

Два дирижера и одна палочка

В Московской консерватории выступил Всероссийский юношеский симфонический оркестр

Залезть в чужую постель События

Залезть в чужую постель

В октябре 2021 года по итогам зрительского голосования Театр «Ан-дер-­Вин» принял решение возобновить постановку оперы Бриттена «Питер Граймс» – в 2015 году спектакль Кристофа Лоя получил в Лондоне международную оперную премию.

Быть или не быть композитором События

Быть или не быть композитором

Выставка, посвященная творческому процессу современных композиторов, открылась в Музее С.С.Прокофьева

Страна улыбок События

Страна улыбок

Подведены итоги XIV конкурса «ОпереттаLand»