Двойники и дуэты События

Двойники и дуэты

«Дуо» для Дианы Вишнёвой и Дарьи Павленко

Фестиваль Context. Diana Vishneva в сентябре богат событиями: сначала двухдневные показы результатов лаборатории для молодых хореографов и композиторов «Танец. Музыка и звуковые практики» на сцене Электротеатра Станиславский, теперь – московская премьера танцевального спектакля «Дуо» на сцене РАМТ.

Идея и пластическое воплощение принадлежит хореографу Павлу Глухову. «Дуо» он ставил специально для двух прим-балерин – Дианы Вишнёвой и Дарьи Павленко. «Каждое движение на сцене становится искусством, – рассказывает Павел Глухов о хореографии. – Моя задача – направлять их, отбирать предлагаемое движение, чтобы максимально органично и точно “попасть” в образ двух солисток».

Концепт спектакля – глубинная рефлексия. Где проходит грань между ты-персонаж и ты-танцовщик, а шире – между Я в социуме и подлинным Я? Какие глубины таятся в нашем сознании, и готовы ли мы встретиться со своими страхами лицом к лицу? Танцевальные диалоги солисток повествуют о личном – интерпретация прошлого опыта высвобождается, разрозненные движения превращаются в единый нарратив.

Близнец, дубль, темная сторона личности. Двойник, так называемый доппельгангер (Doppelgänger) – частый мотив в искусстве. Можно вспомнить одноименную песню Франца Шуберта, повесть Федора Достоевского или даже фильм Франсуа Озона L’amant double. Любопытно, что современный кинематограф все чаще обращается к мотиву доппельгангера – иранская драма «Вычитание» (Subtraction, 2022) или артхаусный датский фильм «Иллюзия побега» (Superposition, 2023). Семейные пары в этих фильмах внезапно встречают собственных двойников, и это событие переворачивает их жизни.

«Дуо» Павла Глухова насыщен парностью. Спектакль распадается на две части – ритуально-фольклорное интро и следующую за этим пластическо-танцевальную фантазию. Главные персонажи – две балерины. Танец и музыка – две главных действующих силы. Собственно музыкальное начало также бинарно – акустический и электронный слои. Еще одна оппозиция – композиторская музыка, сочиненная Алексеем Ретинским специально для «Дуо», а также фольклор, органично вплетенный в музыкальное повествование.

Танцевальный язык «Дуо» построен на взаимодействии и «химии» между танцовщицами. «Для меня это не просто интересный дуэт или желание расширить репертуар, а поиск ментального, внутреннего партнерства, – рассказывает Диана Вишнёва. – Дарья тот артист, кто тоже не останавливается, продолжает искать и пробовать, открыт новому».

Дуэты Вишнёвой и Павленко были и поединком, и одним единым организмом. Впервые на сцене главные героини появляются, словно близнецы: одеты в одинаковые балахоны, с идентичными прическами и макияжем. Движения танцовщиц собранны и четко выстроены. Плотные балахоны вскоре будут сброшены – балерины танцуют в изысканных светлых платьях из легкой струящейся ткани (за костюмы в спектакле отвечала модельер Светлана Тегин). Но вскоре и они исчезнут, а на солистках останется лишь боди телесного цвета. Обнажение в данном случае – стремление к аутентичности и подлинности, без дополнительных слоев и внешней мишуры. «Мне дико интересно работать с Дианой, – делится впечатлениями Дарья Павленко. – Дуэт с ней увлекателен не только в физическом плане, но и психологически – на эмоциональном и чувственном уровнях. Наше партнерство про доверие – взаимодополняющее и взаимообогащающее».

В БДТ состоится премьера спектакля «Дуо»

Музыка в «Дуо» – путешествие внутрь собственных ощущений. Композитору Алексею Ретинскому удалось подружить тягучий электронный эмбиент и тонкое акустическое звучание в исполнении солистов оркестра musicAeterna, многоканальную электронику и фольклор, который пели вокалисты musicAeterna folk.

В музыкальном интро и финале спектакля Ретинский органично вплетает образцы русского фольклора – предварительно композитор отобрал примеры песен Брянской, Белгородской и Архангельской областей. К примеру, в самом начале спектакля звучит хороводная «Хожу я с-по травке», записанная в Пинежском районе Архангельской области, а в финале – календарно-обрядовая песня «Ты лети, стрела» Брянской области.

Народный вокал необычно сочетается с электронными звучностями. В определенные моменты певцы musicAeterna folk исполняют вздохи со съездами, которые начинают звучать как импровизация. «Каждый певец может делать вдох длиннее или короче, может делать сброс на определенную высоту и регулирует это в моменте, – комментирует Елизавета Аньшина, музыкальный руководитель и лидер musicAeterna folk. – Таким образом, вздохи каждый раз получаются, с одной стороны, одинаковыми, с другой – разными».

Музыкальная часть «Дуо» насыщена звуковой информацией. В какой-то момент может показаться, что музыка даже в большей степени самодостаточна, чем сценическое действо или пластика главных героев. От этого танец становится лишь слепком с музыки, ее симулякром и двойником.

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»