Фестиваль Context. Diana Vishneva в сентябре богат событиями: сначала двухдневные показы результатов лаборатории для молодых хореографов и композиторов «Танец. Музыка и звуковые практики» на сцене Электротеатра Станиславский, теперь – московская премьера танцевального спектакля «Дуо» на сцене РАМТ.
Идея и пластическое воплощение принадлежит хореографу Павлу Глухову. «Дуо» он ставил специально для двух прим-балерин – Дианы Вишнёвой и Дарьи Павленко. «Каждое движение на сцене становится искусством, – рассказывает Павел Глухов о хореографии. – Моя задача – направлять их, отбирать предлагаемое движение, чтобы максимально органично и точно “попасть” в образ двух солисток».
Концепт спектакля – глубинная рефлексия. Где проходит грань между ты-персонаж и ты-танцовщик, а шире – между Я в социуме и подлинным Я? Какие глубины таятся в нашем сознании, и готовы ли мы встретиться со своими страхами лицом к лицу? Танцевальные диалоги солисток повествуют о личном – интерпретация прошлого опыта высвобождается, разрозненные движения превращаются в единый нарратив.
Близнец, дубль, темная сторона личности. Двойник, так называемый доппельгангер (Doppelgänger) – частый мотив в искусстве. Можно вспомнить одноименную песню Франца Шуберта, повесть Федора Достоевского или даже фильм Франсуа Озона L’amant double. Любопытно, что современный кинематограф все чаще обращается к мотиву доппельгангера – иранская драма «Вычитание» (Subtraction, 2022) или артхаусный датский фильм «Иллюзия побега» (Superposition, 2023). Семейные пары в этих фильмах внезапно встречают собственных двойников, и это событие переворачивает их жизни.
«Дуо» Павла Глухова насыщен парностью. Спектакль распадается на две части – ритуально-фольклорное интро и следующую за этим пластическо-танцевальную фантазию. Главные персонажи – две балерины. Танец и музыка – две главных действующих силы. Собственно музыкальное начало также бинарно – акустический и электронный слои. Еще одна оппозиция – композиторская музыка, сочиненная Алексеем Ретинским специально для «Дуо», а также фольклор, органично вплетенный в музыкальное повествование.
Танцевальный язык «Дуо» построен на взаимодействии и «химии» между танцовщицами. «Для меня это не просто интересный дуэт или желание расширить репертуар, а поиск ментального, внутреннего партнерства, – рассказывает Диана Вишнёва. – Дарья тот артист, кто тоже не останавливается, продолжает искать и пробовать, открыт новому».
Дуэты Вишнёвой и Павленко были и поединком, и одним единым организмом. Впервые на сцене главные героини появляются, словно близнецы: одеты в одинаковые балахоны, с идентичными прическами и макияжем. Движения танцовщиц собранны и четко выстроены. Плотные балахоны вскоре будут сброшены – балерины танцуют в изысканных светлых платьях из легкой струящейся ткани (за костюмы в спектакле отвечала модельер Светлана Тегин). Но вскоре и они исчезнут, а на солистках останется лишь боди телесного цвета. Обнажение в данном случае – стремление к аутентичности и подлинности, без дополнительных слоев и внешней мишуры. «Мне дико интересно работать с Дианой, – делится впечатлениями Дарья Павленко. – Дуэт с ней увлекателен не только в физическом плане, но и психологически – на эмоциональном и чувственном уровнях. Наше партнерство про доверие – взаимодополняющее и взаимообогащающее».
Музыка в «Дуо» – путешествие внутрь собственных ощущений. Композитору Алексею Ретинскому удалось подружить тягучий электронный эмбиент и тонкое акустическое звучание в исполнении солистов оркестра musicAeterna, многоканальную электронику и фольклор, который пели вокалисты musicAeterna folk.
В музыкальном интро и финале спектакля Ретинский органично вплетает образцы русского фольклора – предварительно композитор отобрал примеры песен Брянской, Белгородской и Архангельской областей. К примеру, в самом начале спектакля звучит хороводная «Хожу я с-по травке», записанная в Пинежском районе Архангельской области, а в финале – календарно-обрядовая песня «Ты лети, стрела» Брянской области.
Народный вокал необычно сочетается с электронными звучностями. В определенные моменты певцы musicAeterna folk исполняют вздохи со съездами, которые начинают звучать как импровизация. «Каждый певец может делать вдох длиннее или короче, может делать сброс на определенную высоту и регулирует это в моменте, – комментирует Елизавета Аньшина, музыкальный руководитель и лидер musicAeterna folk. – Таким образом, вздохи каждый раз получаются, с одной стороны, одинаковыми, с другой – разными».
Музыкальная часть «Дуо» насыщена звуковой информацией. В какой-то момент может показаться, что музыка даже в большей степени самодостаточна, чем сценическое действо или пластика главных героев. От этого танец становится лишь слепком с музыки, ее симулякром и двойником.