Джанкарло дель Монако: У меня много друзей в России Персона

Джанкарло дель Монако: У меня много друзей в России

Итальянский оперный режиссер Джанкарло дель Монако на днях стал российским гражданином. Указ подписал президент России Владимир Путин. Джанкарло – человек известный в оперном мире. Сын великого тенора XX века Марио дель Монако, он за свою долгую карьеру (ему восемьдесят) поставил больше сотни опер в крупнейших театрах мира и продолжает активно работать. Начиная с 1996 года – приглашения Валерия Гергиева на постановку оперы Верди «Отелло» в Мариинском театре – маэстро все чаще появляется в России, причем в разных проектах. Ольга Русанова (ОР) познакомилась с ним в мае этого года на конкурсе молодых режиссеров «Нано-опера» в театре «Геликон-опера»: Джанкарло дель Монако (ДМ) работал в составе большого жюри. Поговорили о его отношениях с Россией и российскими коллегами.


ОР Многие ваши соотечественники, даже симпатизирующие нашей стране, сейчас опасаются приезжать, боятся санкций. А вам не страшно?

ДМ У меня много друзей в России еще со времен отца. Он тогда (в 1959-м) был первым, кто приехал в Советский Союз в постсталинские времена. И на спектакле «Кармен», в котором пел отец, в зале Большого театра находился сам Хрущев. Никита Сергеевич был настолько впечатлен, что, когда спектакль завершился, поручил помощнику выйти на сцену и наградить итальянского певца орденом Ленина. Он приколол его на грудь отца прямо на окровавленный костюм Хозе. Отец даже не сразу понял, что это, спросил у дирижера. Тот сказал, что это высокая награда: чтобы получить ее, ему надо было проработать несколько десятков лет. Отец сохранил этот орден. Теперь он у меня.

ОР Эта история стала легендарной…

ДМ Вообще, это было невероятное путешествие. Отец приехал в Москву из Венеции на поезде, так как боялся самолетов. Спел в четырех спектаклях – двух «Кармен» на Исторической сцене Большого театра и двух «Паяцах» в филиале Большого театра, где теперь работает Театр оперетты. Восторг публики был неописуемым. Отель «Метрополь» в один из вечеров окружили три-четыре сотни человек, которые скандировали: «Марио!  Марио!» Отец открыл окно и пел для них. Тогда он подружился со своими русскими партнерами – Ириной Архиповой (Кармен), которую пригласил потом выступить в Италии, Павлом Лисицианом (Эскамильо) и дирижером Александром Мелик-Пашаевым. Стал большим другом Ильи Глазунова. (Джанкарло прямо на телефоне показывает фотографию Марио дель Монако с орденом Ленина, совместное фото с Ильей Глазуновым, а также портрет, им написанный.)

ОР Какой красавец!

ДМ Да, все были у его ног. Но я тоже был хорош собой (смеется).

ОР Вы давно знакомы с Дмитрием Бертманом?

ДМ Четыре года назад я приезжал в Москву на конкурс «Большая опера» (в качестве члена жюри. – О.Р.), познакомился с Дмитрием Бертманом. Мы подружились. И вот теперь я здесь, в «Геликоне», в этом замечательном театре, где, кстати, в одном из залов выставлен костюм моего отца в образе Отелло. «Нано-опера» – единственный в мире конкурс для постановщиков. Я нахожу его забавным и очень интересным.

ОР На что вы обращаете внимание в работе режиссеров?

ДМ Более всего в нашем деле важны отношения с артистами. Постановка – это не диктатура, надо не командовать, а убедить артиста, объяснить свою идею так, чтобы он думал, что это его собственная идея. Режиссер должен быть психологом. Но особенно трудна работа с хором. Десятки человек смотрят на тебя скептически, как бы говоря: «Ну, и что ты можешь нам предложить»? Постановка в некотором смысле маленькая война. Хороший «генерал» (режиссер) должен не просто говорить артистам куда идти – направо или налево, а объяснить, что им там делать, уметь мотивировать людей.

ОР А вы сами приняли бы участие в «Нано-опере», если бы были молодым режиссером?

ДМ Пожалуй… Почему бы и нет?

ОР Еще один вопрос о вашем легендарном отце. В 1963 году Марио дель Монако посетил выставку Ильи Глазунова в Риме и, говорят, предрек ему большое будущее.

ДМ Да, а теперь я дружу с внучкой Ильи Ольгой и ее отцом Иваном Ильичом – ректором Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В прошлый раз, когда я приезжал, был у них в гостях. Конечно же, дружу с Валерием Гергиевым – с той самой постановки «Отелло» в 1996-м. Вот вы спрашиваете, не боюсь ли я приезжать. Смотрите: я живу недалеко от Мадрида; добирался в Москву с пересадкой в Стамбуле, в общей сложности пятнадцать часов. Это не так легко в моем возрасте. Но я летел к друзьям, и я их ни за что не предам. Так что мне наплевать на санкции. Это мои друзья, и мне неважно, есть санкции или нет.

ОР Именно в тот приезд на «Нано-оперу», в мае, вы, Джанкарло, получили сразу несколько предложений о постановках в России, и это все – оперы Верди. Первая премьера – «Риголетто» – уже состоялась в ноябре в Большом театре, и это был ваш дебют как режиссера на этой сцене. Что дальше?

ДМ В 2025-м грядут «Аида» в Мариинском и «Набукко» в Большом театре Беларуси.

Яна Дубинина: Для меня важно услышать каждую ноту, насладиться ее звучанием Персона

Яна Дубинина: Для меня важно услышать каждую ноту, насладиться ее звучанием

Андрей Цветков-Толбин: Хочу заниматься первооткрывательством Персона

Андрей Цветков-Толбин: Хочу заниматься первооткрывательством

Равиль Ислямов: Главное для меня – не количество концертов, а возможность обратиться к чувствам слушателей Персона

Равиль Ислямов: Главное для меня – не количество концертов, а возможность обратиться к чувствам слушателей

Джузеппе Андалоро: Уметь петь на фортепиано – одна из первых технических трудностей… Персона

Джузеппе Андалоро: Уметь петь на фортепиано – одна из первых технических трудностей…