Джеймс МакМиллан впервые продирижирует своими сочинениями в Петербургской филармонии

16.02.2022
Джеймс МакМиллан впервые продирижирует своими сочинениями в Петербургской филармонии

20 февраля, в 15:00 в Петербургской филармонии заключительной программой цикла концертов с музыкой одного из самых востребованных современных композиторов Джеймса МакМиллана продирижирует сам автор. Академический симфонический оркестр исполнит сочинение, с которого в 1990 году началась мировая слава МакМиллана – «Исповедь Изобель Гоуди», а также осуществит российскую премьеру Концерта для саксофона с оркестром, солистом выступит лауреат премии Международного фонда культурных инициатив маэстро Темирканова (2017) Арсений Алексеев. Во втором отделении прозвучат шедевры русской музыки – фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и фрагменты музыки балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Джеймс МакМиллан в сезоне 2021-2022 объявлен композитором-резидентом Петербургской филармонии. Проект реализуется в рамках международной программы UK — Russia Creative Bridge 2021-2022 при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве.

В рамках цикла 27 ноября Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Александра Титова осуществил российские премьеры симфонической фантазии «Британия» и Larghetto, 18 декабря в исполнении того же коллектива под управлением Дмитрия Лисса впервые в России прозвучала пьеса Ein Lämplein verlosch.

Сочинение «Исповедь Изобель Гоуди» посвящено судьбе уроженки города Нэрн, казненной, как и нескольких тысяч других жертв, в XVII веке по обвинению в колдовстве.

«Первоначально меня привлек драматический потенциал этой ужасной истории, но вскоре музыка обрела еще одно, эмоциональное измерение, – говорит Джеймс МакМиллан. – От имени шотландского народа сочинение молит об отпущении грехов и предлагает Изобель Гоуди милосердие и человечность, в которых ей было отказано в последние дни ее жизни. Чтобы добиться этого эффекта я попытался запечатлеть душу Шотландии, поэтому в крайних разделах пьесы звучит множество псалмов, песен и литаний (реальных и воображаемых), которые объединяются в молитве за убитую женщину. Это сочинение – Реквием, которого у Изобель Гоуди никогда не было».

Концерт для саксофона с оркестром, по словам автора, основан на архетипах шотландской традиционной музыки: первая часть – попурри из быстрых танцев, темп в котором становится от танца к танцу все быстрее, вторая часть воспроизводит пение гэльских псалмодий, в которых мелодию кантора (в данном случае – саксофон соло) подхватывает конгрегация (струнный оркестр), за основу третьей части взят ритм джиги.

«Значительное влияние шотландской музыки в моих сочинениях сочетается с важной ролью ритмического начала, демонстрирующей влияние Стравинского, Мессиана и некоторых композиторов-минималистов, – писал Джеймс МакМиллан. – Моя философия композиции преодолевает рамки сосредоточенности на себе, обрекающей новую музыку на существование в своеобразном «гетто»: я стремлюсь к общению с более широкой аудиторией, избегая при этом популизма… “Модернистское” рвение послевоенного поколения композиторов, которые пытались отказаться от любого продолжения традиции, кажется мне проклятьем. Я уважаю традиции во многих формах, будь то культурные, политические или исторические, и в непрерывном и деликатном изучении старых форм, непреходящих верований и устойчивых ценностей вижу путь к обретению новых способов выражения. Влияние старого и эксперименты нового не должны казаться чем-то взаимоисключающим».

Джеймс МакМиллан – один из самых успешных современных шотландских композиторов. Широкая слава пришла к нему в 1990 году, с успешной премьерой сочинения

«Исповедь Изобель Гоуди» на крупнейшем в Великобритании фестивале BBC Proms. Его Концерт для ударных Veni, Veni Emmanuel (1992) насчитывает более пятисот исполнений по всему миру, в том числе такими значимыми коллективами, как Лондонский симфонический оркестр, Нью-Йоркский и Лос-Анджелесский филармонические, Кливлендский оркестр. В числе других крупных работ композитора – кантата «Семь последних слов на кресте» (1993), Quickening (1998) для солистов, детского хора, смешанного хора и оркестра, оперы «Инес де Кастро» (2001) и «Жертвоприношение» (The Sacrifice) (2005-2006), Страсти по Иоанну (2007), Страсти по Луке (2013), Симфония №5 «Великий неизвестный» (Le grand Inconnu) (2018).

Джеймс МакМиллан становился ключевой фигурой таких крупных событий и площадок, как Эдинбургский фестиваль (1993, 2019), Саутбэнк-центр (1997), композиторская неделя BBC в Барбикане (2005), Фестиваль в Графенегге (2012). В числе интерпретаторов музыки Джеймса МакМиллана – солисты Эвелин Гленни, Колин Керри, Жан-Ив Тибоде, Вадим Репин, дирижеры Леонард Слаткин, сэр Эндрю Дэвис, Марин Олсоп, Дональд Ранниклс, хореограф Кристофер Уилдон. Его записи выпущены такими лейблами, как BMG/RCA Red Seal, BIS, Chandos, Naxos, Hyperion, Coro, Linn and Challenge Classics.