Одним из наиболее интригующих рок-н-ролльных новообразований стал возникший в середине — конце 1960‑х интеллектуальный прогрессивный рок. Или прогрессив-рок. Или просто прог. В стилевом отношении он вмещал в себя сразу несколько направлений: психоделический рок, блюз и фолк, академическую музыку, джаз и авангард. Здесь необходима краткая справка.
Зародился прогрессив-рок в Британии. При всем уважении, а местами даже любви к американской рок-сцене, убежден, что в Штатах такое произойти-взойти не могло в принципе — уж слишком там иной, более спрямленный, уклад мышления «белой» музыки.
В прогрессив-роке тон задавали весьма искусные инструменталисты, многие из которых имели базовое классическое образование. Как следствие, стала меняться мысль поп-музыки — она перестала быть музыкой только «для ног»,— и ощутимо обогатилась ее звуковая палитра. Наряду с традиционным рок-набором (электрогитары, барабаны, орган, губная гармоника) в ярких аранжировочных тканях прог-рока зазвучали и этнические восточные инструменты (ситар, тампура, табла), и народные европейские (мандолина, волынка), и не часто задействованные традиционные (саксофон, аккордеон), и «академические» — скрипка, альт, виолончель, флейта, гобой. Вовсю использовал прог-рок и электронное звучание активно появлявшихся в ту пору синтезаторов. И невероятное наступило время: вместе с трехминутными темповыми танцевальными боевиками и сентиментальными балладами на вершины чартов поп-музыки заявляли свои права серьезные, полные философии, а порой и драматизма, композиции и альбомы. Мировыми хитами становились многослойные звуковые полотна с витиеватой, но добротной лирикой. Иной лонгплей прогрессив-группы вмещал пять-шесть протяженных концептуальных пьес (а был случай — и вовсе одну!) то с симфоническим звучанием, то с исполнением или цитированием произведений академической музыки. И что самое удивительное — создавали-записывали это все не строгие накрахмаленные консерваторские джентльмены и матроны, а длинноволосая интеллектуально-оснащенная шпана в джинсах.
О, боги! Какая ж музыка звучала! Пусть она и была порой помпезной и высокопарной, но помимо высочайшего исполнительского мастерства в ней всегда пульсировала мысль и трудилась душа. Все эти удивительные британские прог-группы: The Moody Blues, Procol Harum, Jethro Tull, Emerson, Lake & Palmer, Yes, Van der Graaf Generator, Genesis, несравненные Pink Floyd, немцы из Tangerine Dream, грек Вангелис со своими Aphrodite`s Child, француз Жан-Мишель Жарр, наши электронщики Владимир Мартынов, Эдуард Артемьев. Уникальная царила эпоха: тогда в рок-н-ролльном жанре создавалась классика рок-академической музыки. И она оказалась более чем востребованной молодыми людьми, которые еще недавно воспринимали рок- и поп-музыку в формате «Люби меня, ты же знаешь — я люблю тебя». Изменения эти происходили буквально на глазах: рок-музыка из подростковой, в общем-то, придури становилась искусством — невероятно!
И одной из самых ярких и изобретательных в творчестве групп — может, наиболее знаковой в жанре прогрессив-рок — стала блистательная британская команда King Crimson. На русский данное название переводится как «Алый Король» (варианты — «Малиновый Король», «Багровый Король», «Червонный Король»). Но лучше не переводить — этого Короля зовут King Crimson. Уникальная группа с неподражаемой музыкой и долгой извилистой историей.
Образовали King Crimson в конце 1968 года молодые англичане Роберт Фрипп (гитара, меллотрон, саунд-продюсинг), Майкл Джайлз (ударные, перкуссия, вокал), Грег Лейк (бас, основной вокал), Йэн Макдональд (флейта, саксофон, клавишные, вокал) и Питер Синфилд (поэт, разработчик арт-стратегии группы и ее саунд-продюсер).
Как и названия иных прогрессив-групп зачастую скрывали в себе тайные смыслы, замороченную глубокомысленность и сочетания несочетаемого, так и в имени King Crimson запрятаны свои символы: там и Вельзевул — «повелитель мух» — князь демонов из Нового Завета, и одновременно на арабско-английском «целеустремленный человек», и еще бог знает что.
Понятно, что группа с таким названием смазливые поп-песенки исполнять не станет — музыка King Crimson (в обиходе просто «Кримсон») с самого начала строилась на массивном драматическом звучании. Полиритмические рисунки ударных, убедительно подпираемые басом, легли в основу плотной ритм-секции. Ее в свою очередь мощными риффами и диковинными рок-психоделическими и джазово-авангардными узорами расцвечивали и духовые, и уникальная гитара с авторским «фрипповским» строем (от ноты до квинтами вверх). Все это густо «заливалось» меллотроном, часто звучавшим на грани трагизма.
В продолжительных — по шесть-двенадцать минут — композициях, авторами которых значились, как правило, все участники группы, непривычно для рок-музыки менялись тональности, ритм, настроение и цвет. Обычным делом для музыкантов было исполнить пьесу с «леворезьбовым» — неквадратным — размером. Как говорится, «ни слова в простоте».
Поэт «Кримсон» Питер Синфилд годы спустя комментировал это так: «Если звучало хоть сколько-нибудь попсово, то отпадало сразу. Все должно было быть с экспансивными аккордами, чем-то странным. Когда звучало слишком просто, мы все усложняли, играли в размере 7/8 или 5/8, просто чтобы выпендриться».
В сочетании с уверенным вокалом и при особом подходе группы к концертному свету все это представляло собой поистине безумное пиршество музыки на балу Его Величества Короля King Crimson. Зрителю-слушателю словно предлагали заглянуть в галлюциногенный калейдоскоп и упасть-провалиться в него с головой, как в ту кроличью нору…
Музыкальной и визуальной картине под стать оказалась и лирика композиций «Кримсон». Поэзия в прог-роке всегда отличалась расцвеченной неоном аллегоричностью и претенциозностью, чтобы не сказать заумью. В King Crimson этого и вовсе было через край… Сооснователь группы, одна из ключевых фигур не только ее раннего периода, когда зарождалась и грунтовалась кримсоновская идея, но и всего прог-рока — лунатический поэт Синфилд (кстати, это он придумал название группы). Концептуалист и фантазер, бывший продавец собственноручных воздушных змеев и абажуров, он, не играя практически ни на одном инструменте, разрабатывал концепцию группы, ее звука и света, как и темы первых четырех альбомов. Но главное — он сочинял для полотен «Кримсон» психоделическую лирику, насыщенную мистикой, кислотными символами и причудливыми, хаотично возникающими персонажами. Вчитываешься в текст, и то ли это Босх, то ли все чохом Брейгели, то ли Дали… Но это King Crimson.
В октябре 1969‑го вышел первый альбом «Кримсон» In the Court of the Crimson King, который при всей сложности музыки и лирики композиций сразу же стал бестселлером в Британии — пятая строка в хит-параде. И даже в Штатах пластинка вошла в топ‑30, обретя «золотой» статус. И это был не просто успешный дебют еще вчера едва известной группы, а подлинный прорыв для всего жанра прогрессив-рока в целом.
Группе удалось создать эмоциональное, театральное и опрокидывающее слушателя полотно — некий гремучий коктейль из рок-психоделии, джаза, пасторали и волшебной мешанины академической и экспериментальной музыки. Визитной карточкой «Кримсон» навсегда стала именно программная заглавная композиция альбома. Многочастная и напряженная, насыщенная готическими образами, всеми этими «Огненными Ведьмами», «Танцующими Марионетками при Дворе Червонного Короля», сочетающая и провокационные чередования мажора и минора, и переплетения наивной флейты с мощным многоголосьем, усиленным меллотроном, In the Court of the Crimson King звучит драматично и депрессивно-торжественно.
Одним из символов мирового рока стал и абсолютно соответствующий записанной музыке конверт альбома с изображением дико искаженного лица: то ли человек улыбается, то ли на всю Вселенную о помощи орет — что там тот мунковский «Крик».
А чего стóит бесподобная лирика утонченной и терпкой философской баллады I Talk to the Wind («Я с Ветром говорю»):
Пришедший вовремя зануда
Спросил у недотепы опоздавшего:
— И где ты был?
— Ну-у… Я был Здесь… И я был Там…
И-и-и… Был я Между…
Я с Ветром говорю, уносятся слова мои…
Я с Ветром говорю —
Не слышит Ветер,
Увы, не может слышать…
В 2015 году дебютный лонгплей King Crimson был признан критиками вторым по значимости альбомом прог-рока всех времен (первое место справедливо присудили пинкфлойдовскому The Dark Side of the Moon). Но главное в другом: первый альбом «Кримсон» стал не только самым коммерчески успешным в их обширной дискографии, он задал вектор развития музыки и философии группы на четверть века творческой работы и на более чем уже полувековую ее историю.
Единственный постоянный участник ансамбля, его идейный лидер — искусный гитарист и композитор, интеллигентного вида глубокий и ищущий Роберт Фрипп. Периодически он распускал коллектив, на несколько лет брал паузы, после чего в обновленном составе группа возобновляла деятельность. Через «Кримсон» прошли более двадцати музыкантов высочайшего уровня. В послужном списке группы тринадцать номерных альбомов и бессчетное количество концертных релизов и сборников. На разных этапах «Кримсон» меняли стилистику, записывали пластинки, порой совершенно не похожие на прежние работы, но неизменно были узнаваемы, креативны и очень интересны. И, что не менее притягательно, при огромном спросе на ее творчество группа осталась практически Starless: внешне — никакого рок-пафоса и спеси.
Последний концерт группы состоялся в 2021 году, после чего Роберт Фрипп заявил, что King Crimson «перешли от звука к тишине» — фраза вполне в неповторимом кримсоновском стиле.
King Crimson оказали огромное влияние на многих, кто делает рок. При этом у каждого свой «Кримсон». И поскольку в моем восприятии всякая музыка имеет индивидуальный цвет и соответствует конкретному времени года, то «Кримсон», особенно первого помола (период 1968–1974), прочно ассоциируется с багряной тютчевской осенью первоначальной. Завораживает.
Притом что музыка Фриппа и Ко крайне фантазийна и сложна, и без специальной подготовки к ней не подберешься, аудитория «Кримсон» велика и разнородна. Наследие этой грандиозной группы слушают-изучают спичрайтеры и курьеры, инженеры и грузчики, уголовники и сценаристы, музыковеды и верстальщики. Не представляю себе современного образованного любителя музыкального искусства, не знающего хотя бы названия такого — King Crimson. По глубине, густоте и неповторимости творчества в жанре классического рока King Crimson — одновременно и Бах, и Рахманинов, и Скрябин. И казалось бы, музыка далеко не на каждый день… Но на века…
Шизоид XXI века
На обложке конверта дебютного альбома King Crimson изображено лицо Шизоида XXI века (21st Century Schizoid Man) за авторством Барри Годбера.
21st Century Schizoid Man — название композиции, открывающей альбом In the Court of the Crimson King. Сейчас оригинальная картина принадлежит лидеру группы Роберту Фриппу. Вот его высказывание: «Лицо снаружи — Шизоидный Человек, а внутри — Багровый Король. Если закрыть улыбающееся лицо, глаза покажут невероятную печаль. Что можно добавить? Конверт альбома отражает записанную в нем музыку».
При Дворе Червонного Короля (In the Court of the Crimson King)
Ржавые цепи лун, тюрьму освещавших,
Солнцем сокрушены.
Я иду по дороге,
Горизонты сменяют друг друга —
Турнир начался.
Пурпурный флейтист играет мелодию. Хор
Тихо поет на языке на древнем
Три колыбельные
При
Дворе Червонного Короля.
Хранитель ключей городских
Ставни снов запирает.
Я жду у двери паломника
С гадкими планами. А
Черная Королева
Поет похоронный марш,
И медью станут звонить
Треснувшие колокола,
Чтоб Ведьму Огненную призвать
Ко Двору Червонного Короля.
Садовник сажает
Растение вечнозеленое,
И топчет при этом цветок.
Я за ветром гонюсь призматического корабля,
Чтобы отведать сладкого
И кислого чтобы вкусить.
Привычно-картинно вскинет руку жонглер —
Оркестр начинает,
И вращается медленно круг шлифовальный
При Дворе Червонного Короля.
А по утрам — серым, сырым —
Вдовы рыдают,
Друг над другом подтрунивают мудрецы…
Я бегу уловить тайные знаки,
Чтобы обману потрафить.
Желтый шут не играет —
Дергает тихо за нитки и-и-и…
Улыбается:
Марионетки танцуют
При Дворе Червонного Короля.