В ДК «Рассвет» 18 августа состоится концерт, посвященный Дмитрию Шостаковичу, ушедшему из жизни полвека назад – в августе 1975-го. Идея концерта принадлежит Екатерине Рихтер, пианистка вновь выступит с альтистом Ильей Гофманом, но на сей раз также и с меццо-сопрано Анастасией Бондаревой. В программе, кроме Альтовой сонаты Шостаковича, – третья часть сочинения Пауля Хиндемита «Смерть смерти» для голоса и альта, которое и дало название анонсируемому событию.
«Желание концерта, посвященного пятидесятилетию – причем именно точному, в августе – со дня ухода Шостаковича, возникло внезапно и спонтанно. Желание интенсивное, как некое “супер-эго”, творческое “хочу” и “надо”. Из-за этой спонтанности не получилось попасть именно в 9 августа, когда Дмитрия Дмитриевича не стало», – сказала Екатерина Рихтер в комментарии «Музыкальной жизни».
Концерт планировался на 14 августа, но из-за болезни певицы его пришлось перенести. По словам Екатерины, поначалу образ программы был смутен, «вернее – изначально точно была решена Альтовая соната, и дело не только в самом произведении, последнем, завершающем, но и в предполагаемой интерпретации». Сперва, говорит Рихтер, идея концерта была другой, более демонстративной, острой, но «музыка начала диктовать что-то совсем иное».
«Многочисленные цитаты, свойственные Шостаковичу, из других его произведений, из других композиторов, заставили начать думать в эту сторону – так появился Вагнер с песней “В теплице” из цикла на стихи Матильды Везендонк, из музыки этой песни позднее родилось вступление к третьему акту “Тристана”. “Песнь о земле” Малера, пожалуй, не нуждается в дополнительных пояснениях, и Шостакович любил это произведение. “Одинокий осенью” (вторая часть) полностью подходит и к концерту “памяти”, и также, что важно, может быть исполнена камерно, без слишком ощутимой утраты большого оркестра. Бриттен был близок Шостаковичу, музыкально прежде всего. “Эхо поэта”, помимо всего прочего, – вокальный цикл, написанный Бриттеном на русском языке», – подчеркнула Рихтер.
На концерте прозвучит шестой номер из этого цикла на слова Пушкина – «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». В целом же программа, отмечает Екатерина Рихтер, «не привязана строго к фактам биографии (творческой либо жизненной) Шостаковича, и лишь намечая некоторые связи, представляет художественную (образную) и интуитивную цельность». С ее слов, это не «празднование юбилея», а «почтение к тайне ухода – с определенными реминисценциями».