Екатерина Семенчук: <br>Границ нет, все возможно Персона

Екатерина Семенчук:
Границ нет, все возможно

IX Открытый Всероссийский конкурс молодых вокалистов имени Надежды Обуховой завершился в Липецке. Он проходил в сложных условиях в связи с коронавирусом и вводимыми ограничениями. В результате второй тур конкурса был проведен онлайн, третий тур был перенесен с ноября на декабрь, оркестру на небольшой сцене концертного зала Липецкой филармонии «Унион» выступить не разрешили, и выступления финалистов прошли в сопровождении фортепиано. Прослушивания третьего тура проходили в форме «живых» концертов с публикой, которая тепло и с благодарностью принимала каждого участника. На конкурс было подано 150 заявок, 17 участников прошли в финал, 16 финалистов смогли приехать в Липецк.

Жюри Конкурса имени Н. Обуховой в этом году возглавила солистка Мариинского театра Екатерина Семенчук (ЕС), которая поделилась с Натальей Кожевниковой (НК) своими впечатлениями.

НК Вы лауреат Первого конкурса Обуховой. Сейчас – председатель жюри. Он для вас особенный?

ЕС Для меня этот конкурс очень дорог и тем, что он осенен именем великой русской певицы, проводится на земле Рахманинова и Бунина, и тем, что был единственным в моей жизни отечественным конкурсом, в котором я участвовала, будучи уже лауреатом конкурса ВВС «Певец мира» в Кардиффе. Мне хотелось вдохнуть атмосферу небольшого русского города, познакомиться со слушателями нашей страны. Тогда меня очень тронула особая теплота и искренность публики. Я давала в Липецке концерты, и меня здесь помнят, что очень приятно. Вот и в этот раз состоялся мой сольный концерт в ансамбле с замечательной пианисткой Любовью Пличко.

НК Как удалось провести конкурс вопреки и несмотря на…?

ЕС Спасибо администрации Липецкой области, Липецкой филармонии – ее директору Юрию Лаврентьеву и художественному руководителю Любови Пличко. Конкурс стал своего рода декларацией, что наша отечественная музыкальная культура жива, что есть необходимость творчества, желание работать. Подали заявки 150 человек – это очень много для небольшого конкурса и для нашего времени, – те, кто очень хотел и действительно жаждал не столько победы в этом состязании, сколько выхода на сцену. Ведь сегодня это – возможность выступить перед зрителем. Мы были лишены этого многие месяцы, многие лишены этого до сих пор. Артисту необходимо живое общение со слушателем, возможность выступать и быть услышанным.

Было радостно видеть благодарных слушателей в зале на всех концертах-­прослушиваниях конкурса.

Заявки прислали талантливые ребята, но не у всех была возможность записаться с хорошим инструментом, в акустике. Я многих для себя отметила, искала их дополнительные записи в интернете, чтобы составить более полный портрет. Были потрясающие голоса, индивидуальности. Хотела бы, чтобы все эти молодые певцы, и те, кто не прошел в финал, не отчаивались и всегда верили в себя, каждому желаю сил, терпения, выдержки и невероятного трудолюбия, в нашей профессии – это, наверное, самое важное качество, помимо таланта и разностороннего образования.

НК Что такое быть председателем жюри?

ЕС Мне уже довелось иметь опыт быть в жюри и быть председателем – в проекте «Большая опера». Последние два тура я заменяла Дмитрия Бертмана как председателя, когда ему пришлось уехать на гастроли. У Дмитрия Александровича можно многому поучиться – его фантастической жизненной энергии, широчайшему кругозору, справедливости, радостному восприятию нового, любви к певцам, способности видеть суть. Конечно же, возглавлять жюри – это большая ответственность не только за свое личное решение, но за выбор всего жюри. Наша команда, куда входили как раз и Дмитрий Бертман, и Дмитрий Сибирцев, и другие уважаемые музыканты, работала спокойно, справедливо, каждый имел свое серьезное и выверенное мнение. Конечно, были моменты расхождения, но чаще мы были единодушны.

НК Трудно было выбрать лауреатов? Вы даже учредили собственную премию, которую вручили двум участницам.

ЕС Действительно, все те, кто вышел в третий тур, демонстрировали высокий уровень. Считаю, что все 16 финалистов этого конкурса – лауреаты. Так сложились обстоятельства, что выступление ­кого-то было не такое блестящее, как ожидалось, ­кто-то больше нервничал, ­кого-то подвел репертуар, но в заключительном концерте все раскрылись и успокоились и выступили так, что могли бы оспорить призовые места, если бы конкурс еще продолжался.

Мне хотелось поощрить двух девочек, артисток с уникальными голосами, невероятной техникой, богатым внутренним миром, которым ­что-то не дало проявить себя максимально. Но это им обязательно удастся. Они совершенно разные, и каждая способна вырасти в огромную звезду. Это Мария Жеребятьева и Юлия Любимова. Юлия, например, меня покорила своими камерными программами – какая у нее фонетика, с каким пониманием она преподносит слово.

НК В чем самая большая проблема участников конкурса?

ЕС В определенном возрасте певцу не всегда удается выбрать «правильную» программу, целиком или отдельные произведения для вокального конкурса, чтобы максимально раскрыть и показать свой талант певца и интерпретатора. Для молодого голоса часто трудно подобрать репертуар. Нам всем – это я и к себе отношу – постоянно нужно развивать голос, технику, дыхание, себя самого и адекватно оценивать возможности.

Возрастной разброс участников был довольно большой, как и на большинстве конкурсов. Но часто артист в 23 года отличается от 30-летнего. Также ­кто-то обнаруживает талант певца уже в юном возрасте, ­кто-то обнаруживает свой дар и предназначение, уже закончив консерваторию как инструменталист или дирижер, а ­кто-то вообще обнаруживает талант певца после окончания архитектурного института.

У всех во время проведения конкурса были одинаковые условия участия, но разный профессиональный опыт. Однако, например, первой премии удостоилась меццо-­сопрано из Москвы – Дарья Хозиева, которая в свои 23 года очень сильно выделялась с первого тура глубоким зрелым отношением к тому, что и как она поет, техникой, владением собой и своей нервной системой, программой.

Лауреаты были достойными среди равных. Артем Савченко, также получивший первую премию, – великолепный артист и уже зрелый профессионал. Два прекрасных голоса – лауреаты второй премии: превосходный баритон Алексей Юрковский и Мирослав Молчанов – роскошный бас с огромным диапазоном, харизматичный, отлично «державший» зал. Оба очень внимательны, стремятся развиваться, и в этом есть залог будущих достижений и триумфа.

Лауреаты третьей премии – Анна Галущенко, достойно представлявшая Липецкую филармонию сложившаяся профессиональная артистка, и совсем молодой тенор – Валерий Макаров.

Хочется отметить еще двух колоратурных сопрано – Татьяну Хороших и Оксану Шишенину, они очень разные и необыкновенно одарены, обе мои фаворитки. Отличаются невероятной жаждой знаний и схватывают все на лету: после мастер-­класса через пару часов на финальном концерте уже сумели применить полученные советы. Это тоже то качество, что ведет артиста к вершинам.

НК В вашем собственном творчестве, на ваших концертах, в том числе и на концерте в Липецкой филармонии, поражает отсутствие границ – границ жанра, диапазона, стиля, языка… Существуют ли они?

ЕС Мы сами себе границы выставляем, выстраивая зону комфорта. Границ нет, все возможно. Не все то, чего мы не понимаем, не существует. Поэтому надо развиваться, думать, не залезать в свою ракушку и ­что-то там крутить, кашеварить, а быть открытым, ловить, искать, думать, заново рождаться, открывать и бесконечно пробовать, и – главное! – верить в себя. Очень часто нас тормозит лень. Каждому из нас Бог дал очень многое. Нужно просто уметь это в себе увидеть, услышать и поверить в себя.

Северин фон Эккардштайн: <br>Бетховен – суперзвезда классической музыки Персона

Северин фон Эккардштайн:
Бетховен – суперзвезда классической музыки

Российско-немецкая музыкальная академия в рамках перекрестного года культуры России и Германии представила замечательного немецкого пианиста Северина фон Эккардштайна.

Рыцарь Святой Хильдегарды Персона

Рыцарь Святой Хильдегарды

20 февраля исполнилось 70 лет Бенджамину Бэгби, основателю и руководителю ансамбля Sequentia, без которого наши представления о средневековой музыке были бы иными.

Еще не конец Персона

Еще не конец

Композитору, возвестившему конец времени композиторов, – 75!

Клаус Гут: <br>Режиссерский спектакль возможен и в историческом антураже Персона

Клаус Гут:
Режиссерский спектакль возможен и в историческом антураже

Клаус Гут знаменит оперными постановками, в которых основной темой становится мир подсознательного и бессознательного.