Elgar. Violin Concerto & Violin Sonata <br>Renaud Capuçon, Stephen Hough <br>London Symphony Orchestra <br>Sir Simon Rattle <br>Erato Релизы

Elgar. Violin Concerto & Violin Sonata
Renaud Capuçon, Stephen Hough
London Symphony Orchestra
Sir Simon Rattle
Erato

Рено Капюсон впервые работает с Саймоном Рэттлом и Лондонским симфоническим оркестром, для которого обращение к музыке Эдуарда Элгара – дело привычное. Сам дирижер для концерта-­инаугурации на пост руководителя лондонцев в 2017 году выбрал его музыку. Тогда «Энигма-­вариации» еще раз подчеркнули историческую связь коллектива с творчеством их выдающегося соотечественника: именно Лондонский симфонический стал первым исполнителем многих произведений композитора, в том числе и Скрипичного концерта, открывающего новый релиз. Возможно, наиболее значительным событием эта работа стала именно для французского скрипача, попавшего в рэттловский список исполнителей элгаровской музыки. «Это грандиозное сочинение, – комментирует Капюсон. – как в смысле его длительности, так и в плане его романтической и благородной природы». В копилке дирижера, кстати, уже есть два альбома, куда вошли записи Скрипичного концерта Элгара – с Идой Гендель и Найджелом Кеннеди, выпущенные совместно с Бирмингемским оркестром в 1984 и 1997 году соответственно. Пришло время снова открыть хорошо знакомые ноты и сверить пульс музыкальной материи с темпоритмом сегодняшнего дня.

Мощное оркестровое вступление вдруг растворяется, уступая место томящей тоскливости скрипичного соло. Это исполнение насквозь пропитано ностальгическим настроением. Обращенное из века двадцатого в век девятнадцатый, оно звучит в двадцать первом столетии так, будто крошится в руках поблекшая фотокарточка. Музыканты с невероятной увлеченностью пускаются в это ретропутешествие. Тут нет острых конфликтных углов, нет борьбы за власть над звуковым движением, нет зловещего шепота судьбы или танцев из преисподней, вместо этого – слезное прощание с прекрасной эпохой и скромное желание заглянуть в будущее, окутанное густым туманом. Капюсон идет наощупь в этом тумане неопределенностей – его фразы повисают в воздухе, исчезают в таинственном мраке. Оркестр Рэттла, наоборот, действует уверенно и стремительно, предоставляя скрипачу необходимые координаты его игры. Анданте чарует своей классичностью и строгостью – в противовес эмоциональной первой части. В то время как финал возвращает настроение отрешенности, модулируя тем самым одно из самых личных сочинений Элгара в философско-­созерцательную тональность.

В этом же альбоме Скрипичный концерт соседствует с другим сочинением Элгара, написанным в камерном жанре. Соната ми минор для скрипки и фортепиано была завершена в конце Первой мировой вой­ны – свое воплощение в ней нашли переживания от ужасных потрясений, всколыхнувших все человечество. Тема прощания и отстраненности, заданная в Концерте, тут трансформируется в холодное поэтическое высказывание. Как последние, закатные лучи летнего солнца, остывшие звуки скрипки заполняют общее музыкальное пространство сонаты, рожденное Капюсоном в дуэте с британским пианистом Стивеном Хафом. Они – два равноправных героя, звучащие убедительно и решительно. Эта соната выделяется из всего творчества Элгара, так и не став хитом его камерного наследия. Однако именно в ней отчетливо слышны тяжелые предчувствия и неразрешимые противоречия, которые готовил двадцатый век и которые так точно передали музыканты в записи.