«Эмануэль Моор – забытый гений» – так написано в буклете диска немецких виолончелистов Дэвида Штромберга и Себастьяна Гесса. Музыканты представили Концерт для двух виолончелей с оркестром ре мажор op. 69, записанный совместно с Нюрнбергским симфоническим оркестром под управлением Рудольфа Пильмайера. Концерт посвящен Пабло Казальсу и Гильермине Суджа. Они и стали его первыми исполнителями. Казальс с воодушевлением писал Моору об успехе этого эпически-романтического произведения в Москве. Концерт в исполнении Дэвида Штромберга и Себастьяна Гесса поражает своей мелодической красотой и глубиной. Его музыка пропитана лирикой и одновременно драматизмом. Четыре части концерта дышат эмоциями. Выразительные линии главных партий, гармоническая стройность, деликатность и напор, широта дыхания и строгость, идеальное взаимодействие двух партий не оставляют сомнения в гениальности Моора как композитора, пишущего с детальным знанием инструмента, выбранного им в качестве солирующего, вернее солирующих. Это третья запись двойного концерта. «Живых» исполнений данного виолончельного шедевра за всю историю его существования также было не слишком много.
Соната для виолончели и фортепиано ля минор op. 53 была написана Моором в 1901 году, до встречи с Пабло Казальсом, и посвящена виолончелисту Людвигу Лебеллу. Здесь Моор снова предстает перед слушателем как утонченный мелодист. Партию виолончели на альбоме записал Дэвид Штромберг, фортепиано – эстонская пианистка Ирина Захаренкова. Идеальный звуковой баланс двух разных тембров, диалог в монолитности, индивидуальная филигранность во взаимодействии – так можно кратко охарактеризовать сонату в исполнении музыкантов.
Завершает диск Сюита для четырех виолончелей до мажор op. 95 в исполнении немцев Дэвида Штромберга, Никласа Эппингера, Себастьяна Гесса и канадской виолончелистки Карины Ривз. Сюита посвящена Пабло Казальсу, Андре Эккингу, Жозефу Сальмону и Дирану Алексаняну. Они же впервые публично ее и исполнили. Создать просто приличное произведение для четырех одинаковых инструментов, звучащих в одном и том же регистре, – дело очень сложное, даже для гения. Но Моор превосходно справился с поставленной задачей. Представленная на диске интерпретация сюиты показывает безграничные возможности виолончели. На альбоме партии четырех виолончелей звучат как абсолютно разные инструменты, обладающие собственной неповторимой тембральной окраской. В то же самое время присутствует точное ощущение единства исполнения. Как будто кто-то играет в четыре руки на одном певучем инструменте с очень чистой педалью сустейна. Четыре части сюиты отражают разные настроения. Но в целом здесь больше света и радужных полутонов, чем в двойном концерте.
Этот альбом, по сути, открывает музыку Эмануэля Моора широкой публике. Романтическая свобода сочетается с выверенным контрапунктом и безупречным гармоническим видением, а мелодичность тем отсылает к эпохе классицизма. Идея записать виолончельные произведения Моора принадлежала Дэвиду Штромбергу. Она получила поддержку коллег-музыкантов. И теперь ему хотелось бы вернуть музыку Моора на сцены концертных залов и, в частности, повторить успех Концерта для двух виолончелей в Москве. Кто знает, может быть, эти мечты воплотятся в самом ближайшем времени.