Encores</br>Arioso Quartett Wien</br>Gramola Релизы

Encores
Arioso Quartett Wien
Gramola

Что сыграть на бис струнному квартету? Arioso Quartett Wien изящно решил эту проблему: в их новом альбоме Encores собраны яркие и эффектные опусы от эпохи барокко к началу XX столетия.

Трек-лист богат стилями сразу нескольких музыкальных эпох. Барокко представлено композициями великого И. С. Баха — Contrapunctus I из «Искусства фуги» и хоральная прелюдия Nun komm der Heiden Heiland, BWV 659. Партитуры эпохи классицизма — Менуэт из Струнного квартета № 21 Моцарта, а также две композиции «папаши» Гайдна: медленная часть из его Струнного квартета op. 1 № 1 и финал op. 64 № 5, именуемый в музыкальной среде как квартет «Жаворонок». Романтизм представлен композициями Мендельсона, Шумана, Дворжака и редким опусом Пуччини для струнного квартета — элегией «Хризантемы». Музыка начала XX столетия — сочинение молодого Веберна для струнного квартета и полька из балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век».

Arioso Quartett Wien открывает целый мир редких композиций. Такова The Langsamer Satz Антона Веберна из незавершенного им Струнного квартета ми-бемоль мажор. В 1905 году австрийский композитор отправился в горы со своей невестой Вильгельминой Мертль. Счастливый и воодушевленный, он задумывал сочинить большой квартет, но ограничился лишь медленной частью. Музыка экспрессивна и страстна, в Langsamer Satz очевиден композиторский талант. Миниатюра относится к так называемому «тональному» периоду — музыкальные эксперименты и новации Веберна заявят о себе позже.

Еще один пример — цикл для струнного квартета «Эхо песен» (1887) Антонина Дворжака. Композитор аранжировал для квартета 12 песен из своего раннего вокального цикла «Кипарисы» на стихи чешского поэта Густава Пфлегера-­Моравского. Коллектив Arioso Quartett Wien выбрал для альбома четвертый номер — O naši lásce nekvete to vytouzené stestí. В песне Дворжака поется, что у любви не может быть счастливого исхода. Романтическая устремленность и поэтичность присущи не только вокальной миниатюре, но и авторской транскрипции для струнных — лирический дар Дворжака раскрывается здесь во всей полноте.

Из всех записей альбома хочется отметить Nimrod из «Энигма-­вариаций» Элгара. Arioso Quartett Wien выразительны в динамических оттенках партитуры, исполняют эту музыку искренне и эмоционально. Интересно, что Nimrod (правда, в фортепианной транскрипции) стал саундтреком для фильма Рустама Хамдамова «Мешок без дна». «Рай? Рай был у нас у всех. В детстве. И в том раю мы все были бессмертными», — говорит рассказчица Князю в фильме Хамдамова. Поистине бессмертны и шедевры камерной музыки, представленные в альбоме Encores.