Есть ли у Бориса Березовского дома пианино? События

Есть ли у Бориса Березовского дома пианино?

Госоркестр Республики Татарстан под руководством народного артиста России Александра Сладковского завершил амбициозный Чайковский-марафон

За полмесяца коллектив и приглашенные солисты (Борис Березовский, Борис Андрианов, Мирослав Култышев, Павел Милюков, Максим Могилевский и Александр Малофеев) записали все симфонии и концерты Петра Ильича Чайковского, а также его Вариации на тему рококо и Концертную фантазию G-dur для фортепиано с оркестром. Результат услышат меломаны всего мира: комплект CD будет издан авторитетным международным лейблом Sony Classical в 2020 году, к 180-летию со дня рождения композитора. Обозреватель «Музыкальной жизни» смог своими глазами увидеть творческий процесс.

Большой концертный зал имени С.Сайдашева. Записывают Второй фортепианный концерт. На сцене – весь оркестр и пианист Борис Березовский за роялем, в партере же – только один человек: настройщик инструмента (и один раз ему придется подняться на сцену и подстроить рояль – чуткое ухо звукорежиссера уловило фальшь). Оно и понятно: лишние люди на записи не нужны.

Музыканты смеются, шуршат нотами… Все – в повседневной удобной одежде. Но как только невидимый (но слышимый) звукорежиссер командует – начинается работа, предельно собранная и четкая. Сначала играют всю часть от начала до конца, затем – звукорежиссер называет фрагменты, которые надо повторить. Именно он – Павел Лаврененков, двукратный номинант на Grammy, заслуженный артист России – руководит процессом. И дирижер к нему прислушивается. «Паш, ну что ты придираешься!» – восклицает Александр Витальевич, когда несколько раз подряд слышит замечание: «Начали не одновременно!». И, тем не менее, снова показывает вступление. Сладковский и Лаврененков обращаются друг к другу «Паша» и «Саша», но за этой неформальностью слышно не панибратство, а взаимное уважение и доверие.

Александр Сладковский, Павел Лаврененков и Борис Березовский

Есть и третий герой – «Боря», Борис Березовский. Раз за разом он повторяет те моменты, о которых просит звукорежиссер, ничем не показывая своего звездного статуса – даром, что победитель Конкурса им. Чайковского и один из самых известных пианистов мира. Впрочем, особых поводов для конфликтов и нет: работа идет гладко и быстро, и ничто не омрачает настроение музыкантов. После удачных прогонов оркестранты и солист аплодируют друг другу, иногда – шутят. В какой-то момент Березовский со Сладковским даже делают балетный пируэт, замирая в комичной позе в воздухе. Но чувствуется, что расслабленность эта внешняя – на самом деле все сконцентрированы на достижении результата.

Между записью частей – 15-минутные перерывы. Сложно поверить, что за столь короткое время музыканты успевают восстановить силы. Тем более, Сладковский и вовсе не отдыхает, а тратит драгоценные минуты на интервью – энергии маэстро можно только позавидовать. Но главные испытания ждут артистов в конце сессии – на записи стремительного, виртуозного финала.

Первый же прогон идет практически безупречно. Как вдруг в завершающем пассаже Березовский допускает неточность и, будто извиняясь перед оркестром, раздосадовано взмахивает рукой. Начинают снова. Сыграв очередной дубль, пианист о чем-то переговаривается с дирижером – и тот объявляет 40-минутный перерыв. Все уходят со сцены, солист же остается и кропотливо занимается отведенное время.

Мог бы он обойтись без этого? Пожалуй, да. Кроме того единственного промаха (который, конечно, допустить немудрено в столь сложном номере) игра Березовского кажется превосходной. Однако, вот та высочайшая требовательность к себе, которая и отличает больших музыкантов. Он догадывается, что оркестранты будут иронизировать: «У него что, дома пианино нет?», понимает, что в данном случае как никогда актуально звучит пословица «время – деньги». Но результат важнее. Так же рассуждает и дирижер, сразу согласившийся на эти дополнительные сорок минут. Солист должен чувствовать себя «на все 100». Тем более – такой. И ни словом, ни жестом Сладковский не показал какого-то недовольства от вынужденного простоя студии и оркестра.

Шесть из шести

И вот ровно через 40 минут все снова в сборе. Почти. Ждут Павла Лаврененкова. Но стоит солисту в шутку сыграть первые аккорды куда более известного Первого концерта Чайковского («чтобы разбудить звукорежиссера» – шутит Березовский), как незримый участник ансамбля дает о себе знать, и работа начинается. На этот раз финал звучит идеально. И все же Лаврененков замечает несколько моментов, требующих дублей. Сложно представить, как их потом «вшивать» в запись – столь стремителен и непрерывен музыкальный поток третьей части концерта, но, видимо, настоящий мастер способен и на это. Так что оркестр играет буквально по несколько тактов из разных разделов финала.

Помимо пианиста в этом произведении особая нагрузка легла на концертмейстеров Михаила Гринчука (виолончель) и Алину Яконину (скрипка). И в некоторых дублях у нее тоже случались шероховатости. В такие моменты невольно ждешь, что дирижер сделает замечания солистке. Но – нет: Александр Сладковский предельно корректен. Он не ругает, а, наоборот, поддерживает девушку. В итоге, конечно, все получается как надо.

Несмотря на сорокаминутный перерыв, запись всего концерта занимает меньше четырех часов. Усталые, но довольные оркестранты фотографируются на память с Борисом Березовским и расходятся. Уже около гримерок дирижер и пианист поздравляют и благодарят друг друга, и отмечают, что справились очень быстро. После чего уже очередь Березовского давать интервью, а худрук оркестра отправляется набираться сил. Ведь на следующий день ему предстоит новая запись.

За две недели у маэстро и оркестра был только один выходной. Но Александр Сладковский убежден: это стоит того. Оркестр должен записываться как можно чаще. И не для удовлетворения амбиций дирижера, а для создания собственной «летописи».

Мирослав Култышев: Жду осуществления мечты – сыграть все концерты Чайковского

«Скоро начнется мой десятый сезон в качестве худрука и главного дирижера этого коллектива. И все эти годы мы регулярно записываемся. Уже очень много “цифровых следов” оставили – достаточно назвать запись всех симфоний и инструментальных концертов Шостаковича на фирме “Мелодия”. Так что спустя какое-то время у музыкантов будет физическое напоминание о том, что они не просто ходили на работу, а были настоящими соучастниками огромного творческого процесса. Это важно», – поделился Александр Сладковский.

Теперь в этой «летописи» появилась еще одна страница.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди