Все знают конкурс эстрадной песни «Евровидение»? Пожалуй, это не вызывает никаких сомнений. А теперь экстраполируем весь масштаб и всю грандиозность всемирно известного проекта на другое крупное международное событие – получаем Euroradio Folk Festival! Уникальный форум отсчитывает свою историю с 1980 года, и теперь его по праву считают вторым по значимости музыкальным событием в Европе.
В прошлом году фестиваль Еврорадио проходил в Словении. В мае 2018-го артисты и коллективы, тщательно отобранные национальными радиостанциями Европейского вещательного союза, состязались в Москве. Фестиваль объединил около 25 стран: Россию, Белоруссию, Армению, Китай, Чехию, Болгарию, Словению, Испанию, Корею, Эстонию, Польшу и других.
Главный российский организатор Euroradio Folk Festival – радиостанция «Орфей», единственная в нашей стране государственная станция, занимающаяся популяризацией и продвижением академической музыки, а благодаря системе «Еврорадио» охватывающая аудиторию в 600 миллионов человек.
Форум EFF – прежде всего площадка для общения, здесь никто не преследует коммерческих целей. Фолк-исполнители разных жанров и направлений (а их в фольклорном искусстве не счесть) ежегодно получают бесценную возможность продемонстрировать друг другу и многочисленным слушателям свое мастерство, поделиться опытом.
Кантеле, скрипки, аккордеоны, балалайки, гортанное пение, йодль – это лишь «навскидку» из того, что можно было услышать на Международном фольклорном фестивале. В течение трех дней лучшие из лучших выступали на сцене Концертного зала «Королёвский» рядом с Останкинской телебашней, каждая команда или участник по регламенту фестиваля представляли свою программу на 50 минут.
От нас на Euroradio Folk Festival выступил Российский роговой оркестр из Санкт-Петербурга. Инструменты, на которых играют музыканты, ручной работы, созданы по подлинным образцам, они обладают уникальными тембрами и диапазоном до четырех октав. Удивительно, но традиция русского императорского двора XVIII века не только жива и сохранена, но еще и постоянно развивается, имеет огромную популярность! Сегодня в составе Рогового оркестра двадцать музыкантов. «Самое главное наше достижение на данный момент – это то, что мы возвысили роговую музыку до жанра государственного. Она никогда таковой не являлась, несмотря на то, что она всегда была любима властью», – рассказывает в одном из интервью дирижер Сергей Поляничко.
На фестивале Российский роговой оркестр сделал интересный и очень удачный тембровый эксперимент: дополнил невероятное «органное» звучание армянским дудуком. Чувство стиля, безупречный ансамбль, «игра» динамическими нюансами – все это говорит о высоком профессионализме оркестрантов.
От России был и еще один, не менее самобытный участник – известный бурятский актер, сказитель, исполнитель традиционных эпосов и од, мастер горлового пения Виктор Жалсанов. «От фестиваля всегда жду новых впечатлений, новых идей, – рассказывает музыкант, – есть возможность зарядиться энергией, мыслями, потому что все познается в сравнении, все мы познаем в первую очередь себя и открываем что-то новое». Его выступление – полноценный и высококлассный моноспектакль, воспевающий национальную культуру (звучали традиционные песни и мелодии Бурятии, обрядово-ритуальные фрагменты, отрывки из эпосов).
От Белоруссии на форум приехала 17-летняя Патриция Свитина со своим коллективом. Перкуссию они сочетают с бас-гитарой, скрипкой, виолончелью и барабанной установкой – получается вполне эффектно, своеобразно.
Армению представлял ансамбль национальных народных танцев и песен «Айордик» («Дети Армении») под руководством бывшей солистки ансамбля «Маратук» Анаит Саргсян, Словению – ансамбль Brina Trio, работающий на стыке фольклора и джазовой импровизации.
Польша делегировала коллектив Kożuch («Кожух»), и вот что рассказала его солистка Мария Степиен: «Мелодии, которые мы исполняем, это настоящее звучание польских деревень. Наши команды ездили к старожилам польских сел, чтобы научиться аутентичному исполнению. Обрабатывая собранный материал, мы изменяли его минимально, ведь для нас эти традиции самые прекрасные в мире».
От Болгарии на фестивале выступил «Болгарский Юниорский квартет». Чехию представил коллектив Narajama, пропагандирующий традиции Южной Моравии, Норвегию – Трио Эрленда Викена, Республику Корею – ансамбль Hona.
Китай на Euroradio Folk Festival представил женский коллектив Shanghai Ruan Ensemble, созданный Лиу Бо, играющей на жуане (его история насчитывает больше двух тысяч лет). Ансамблевое звучание этого инструмента по-настоящему захватывает и увлекает, не говоря уже о благозвучности и чарующих красках китайского мелоса.
Фолк, блюз, поп и рок – такую «ядерную» смесь использует в своем творчестве группа Brath из Испании. С явным знанием дела они грамотно и очень естественно переплетают в интереснейший коллаж музыку разных народов и эпох (не обязательно, что только свою национальную). Звучали и барабанные соло, и терпкие гармонические сочетания, и энергичные кульминационные тирады духовых, и виртуозные пассажи фортепиано.
От Финляндии на фестивале побывала композитор, скрипачка, певица и исполнительница на лире Пяйви Хирвонен. Швейцарию представил дуэт Janett Duo, Швецию – шведско-финское трио Folk’avant. Турецкую культуру продемонстрировал Анатолийский камерный ансамбль, который объединяет в своем творчестве традиции классической и народной музыки.
Эстония выбрала для участия в фестивале необычный дуэт: аккордеонистку Тууликки Бартосик и композитора Ванессу Массера. «Мы изучаем, что такое традиция сегодня, – рассказали девушки, – собираем разные звуки по всему миру, а затем объединяем их в уникальных композициях. Это очень интересно, ведь затем получается музыка, наполненная разными впечатлениями, что дает возможность отправиться вместе со слушателями в путешествие».
Пожалуй, «путешествие» – самое подходящее определение всей концепции и ключевой идеи фестиваля. И путешествие это насыщенное, увлекательное, нескучное и радостное! Такая беспрецедентная концентрация всего сразу в одном месте никого не может оставить равнодушным. Почти за 40 лет существования Euroradio Folk Festival более двух тысяч ансамблей и солистов смогли выступить на фестивальной сцене и наглядно показать аудитории, исчисляемой миллиардом, глубину и роскошь неповторимых традиций своих стран.