18 ноября 2021 года на фестивале hcmf// в Хаддерсфилде (Великобритания) состоялась мировая премьера пьесы together on the way, написанной для органа, фортепиано и перкуссии немецким композитором Эвой-Марией Хоубен по заказу фестиваля. Вместе с самой Хоубен пьесу исполнили GBSR Duo – дуэт, состоящий из Джорджа Бартона (перкуссия) и Сьюэн Рис (фортепиано). Эва-Мария Хоубен является одной из самых известных представительниц музыкального коллектива Wandelweiser Group – экспериментаторов, изучающих феномены «тихой музыки» и «глубокого слушания», чья популярность стремительно выросла за последние десять лет.
Возможностью записать премьеру пьесы воспользовался Саймон Рейнелл – основатель и владелец лейбла Another Timbre, о котором «Музыкальная жизнь» подробно рассказывала в предыдущем выпуске. Таким образом, в начале февраля текущего года звукозаписывающая компания выпустила диск этого концертного выступления. Релиз является вполне типичным для Another Timbre, особенно учитывая практически сакральную приверженность посткейджевской и постфельдмановской эстетике, сильно повлиявшей не только на Хоубен, но и на большинство участников Wandelweiser Group. Новая пьеса автора не является исключением и чем-то напоминает работы Мортона Фельдмана.
На протяжении всей длительности together on the way, а это чуть более часа, главный связующий элемент звукового мира – непрекращающийся тихий гул органа, чьи колебания, подчеркивающие разные обертона, вместе со статическим шумом записи, заставляют нас вслушиваться в бесконечность. Вообще, органистка Хоубен часто использует тембры органа в своих композициях для выдерживания длительных нот. Поверх гудящих колебаний инструмента можно часто услышать удары, хлопки, скрежет и пронзительный свист перкуссии. Пианист подыгрывает диссонантными созвучиями, щиплет и бьет по струнам, нежно отстукивает трели на одной ноте.
Звуковая палитра действительно разнообразна, но в то же время однородна. Звуки рождаются из разных источников в разные временные интервалы, будто слабые вспышки света на горизонте городского пейзажа. Пьеса определенно имеет свой «микроклимат» или, точнее, «микродинамику», несмотря на отсутствие выраженных формообразующих секций. Разработка материала очень условна: статичность чередуется с периодами небольшой активности, а резонансы утихают и сливаются с гулом органа. Все это напоминает бессонную ночь, за время которой ты не перестаешь ворочаться, а звуки города как возникают, так и затухают.
Сам автор надеется, что прослушивание together on the way создаст «темпоральный пейзаж, вид которого медленно приоткрывается и осторожно возвращается в темноту и тишину». Хоубен отмечает, что эта пьеса может восприниматься по-разному даже среди одной публики: для кого-то музыка будет протекать медленно, а для кого-то быстро, кто-то будет ей увлечен, а кого-то она будет только отвлекать.
Мое единственное прослушивание музыки Хоубен «вживую» состоялось в 2019 году на London Contemporary Music Festival, где уже упомянутая Сьюэн Рис вместе с самой Хоубен играли ее пьесу A peaceful, silent place. На мой взгляд, только на живом концерте можно по-настоящему почувствовать музыку автора: даже дома или на улице уж слишком много чего может отвлечь от такой хрупкой музыкальной материи. Очередное исполнение together on the way намечено на 3 апреля в Лондонском Southbank Centre. Одно можно сказать точно: together on the way позволяет по-настоящему почувствовать ход времени с его ускорениями и замедлениями, позволяет почувствовать настоящий момент здесь и сейчас.