Евгения Муравьёва:<br>Люблю накал страстей на сцене Персона

Евгения Муравьёва:
Люблю накал страстей на сцене

Памяти Мариса Янсонса в день его рождения Валерий Гергиев посвятил один из знаковых репертуарных спектаклей Мариинского театра. На исторической сцене Мариинки прозвучала опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

К этому произведению маэстро Янсонс питал особый пиетет: в Нидерландской национальной опере и на Зальцбургском фестивале он выступил дирижером-постановщиком оперной драмы Шостаковича.

В Мариинском театре Марис Арвидович принимал участие в летнем марафоне симфоний Дмитрия Шостаковича на фестивале «Звезды белых ночей» в 2006 году (к 100-летию со дня рождения композитора). Тогда звучали Шестая симфония и Первый фортепианный концерт с солирующей трубой (солисты – Денис Мацуев и Константин Барышев). Мариинская постановка «Леди Макбет Мценского уезда» совместно с Новой оперой Израиля (Тель-Авив) выполнена режиссером Ириной Молостовой на основе первой авторской редакции 1934 года – такой, какой ее задумал и воплотил двадцативосьмилетний композитор.

Свою оперу Шостакович называл трагедией-сатирой, которая с беспощадной прямотой яркими музыкальными средствами рисует портрет женщины, являющейся одновременно и жертвой, и преступником. Катерина сталкивается с одиночеством, внезапно вспыхнувшей страстью к Сергею, толкнувшей ее на тернистую дорогу убийств и лишений. Замечательная российская сопрано, солистка Мариинского театра Евгения Муравьёва пронзительно сыграла свою героиню, демонстрируя мощный драматический вокал. Она создала на сцене яркий образ мятущейся женщины, психологически трагедийный на фоне глумящейся толпы (местной челяди дома Измайловых) и в то же время эпический (сцена каторги в финале).

Катерина вынуждена конфликтовать с пошлостью, жестокостью, эгоизмом окружающих ее людей, но и бороться с «дьяволом» насилия, поселившимся в ее собственной душе.

Евгении Муравьёвой довелось участвовать в спектакле Зальцбургского фестиваля в 2017 году под управлением Мариса Янсонса. Именно он сделал ставку на эту талантливую молодую певицу, которая в первых премьерных спектаклях пела партию Аксиньи, но ввиду заболевшей шведской сопрано Нины Стемме роль Измайловой была поручена петербургской артистке. С тех пор Евгения не расстается с этой партией и охотно исполняет ее в Мариинском и Большом театрах, неизменно находя новые краски и эмоциональные оттенки.

После спектакля в Мариинском театре Евгения Муравьёва (ЕМ) согласилась на интервью с Виктором Александровым (ВА) для читателей «Музыкальной жизни».


ВА Евгения, каким вам запомнился образ Мариса Янсонса – этого светлого человека и проницательного музыканта?

ЕМ Марис Арвидович – ярчайшая личность, он отличался особой порядочностью, выдержкой, человечностью и добротой. С первых репетиций я обнаружила в нем любовь к солистам, которые участвовали в спектакле, желание помочь каждому таланту и дать ему поддержку и максимально раскрыться.

ВА Что вас больше всего вдохновляло в работе с маэстро?

ЕМ Прежде всего, истинная музыкальность, тонкое чувство музыки, сотворчество, строгость и в то же время мягкость в работе с музыкантами.

ВА Евгения, в чем для вас заключена личная трагедия главной героини оперы Шостаковича?

ЕМ Катерина родилась человеком с богатой душой и открытым сердцем, ей необходима была полноценная жизнь, насыщенная событиями, эмоциями и, конечно, счастьем быть любимой женщиной и заботливой матерью. Без всего этого она чувствовала себя как в глухой тюрьме, и это не давало ей покоя, терзало ее на протяжении нескольких лет, пока жизненная ситуация не подтолкнула несчастную к тому, что в итоге произошло. Имея такую страждущую душу, поступить иначе Катерина просто не могла. Как следствие, вырываются наружу все ее сильные инстинкты и чувства первому попавшемуся мужчине. Она совершает ради него безумные поступки, в том числе идет на убийства. Такую цену она определила своему счастью, по-другому не могла, так как не нашла выхода. Доверившись Сергею, она оказалась обманутой и преданной им. Сам факт того, что Измайлова попадает в тюрьму, не является для нее трагедией, главная ее трагедия – это предательство Сергея!

ВА Осуждаете ли вы поступки Катерины, и чем, на ваш взгляд, обусловлена ее маниакальная страсть вкупе со страданиями и несчастьями?

ЕМ Поступки Катерины я не могу осуждать, потому как, оказавшись в таких обстоятельствах, женщина действительно может в какой-то степени впасть в безумие и быть способной на жестокие убийства и другие преступления. Окружение мценской челядью сделало ее такой жестокой и отчаянной. Глоток необходимой любви и плотской страсти делает ее маниакальной до безумия. Страх потерять эти чувства снова преследует ее.

ВА Катерина провоцирует Сергея на совершение злодеяний. Это злой рок или насмешка судьбы?

ЕМ Сергею подвернулась возможность совершить преступление, и это оказалось лишь поводом перейти на новый для него уровень в своем подхалимстве и жажде «сделать карьеру». Внутренне он был уже готов к этому.

ВА Своей смертью Катерина искупает себя от грехов и угнетений?

ЕМ Катерина не искупает свои грехи тем, что совершает самоубийство. Покончить жизнь самоубийством – это слишком простое решение избавить себя от страданий.

ВА Зальцбургская постановка Андреаса Кригенбурга принципиально отличается от режиссерской версии Ирины Молостовой?

ЕМ Да, абсолютно! Молостова в отличие от Кригенбурга трактует эту постановку более традиционно, приближая ее ко времени действия повести Лескова – исторические костюмы, корсеты, русская изба, быт и уклад той эпохи. Версия Андреаса чересчур модерновая, в преломлении взгляда современного человека на проблему, которая может быть актуальна и в наше время. Там преобладают современные костюмы и архитектурные элементы сценографии. Еще был добавлен фрагмент с мимансом, который отображал убийство племянника Катериной.

ВА Но ведь этой сцены в опере Шостаковича нет. Вы думаете, композитор сознательно дистанцировался от нее в либретто своей оперы в отличие от литературного первоисточника Лескова?

ЕМ Да, конечно, Шостакович осознанно как художник прочитывает эту повесть, преломляя восприятие через свое художественное видение. Он выделяет линию взаимоотношений Катерины и Сергея, и за счет некоторых нюансов, например, не показывая убийство племянника, или как она отдает рожденного ребенка в приют, хочет свою героиню оправдать. И ты ей невольно сочувствуешь.

ВА Были ли в вашей творческой карьере произведения, сравнимые по масштабу с этой психологической драмой?

ЕМ Да, причем не менее яркие и трагические сюжеты, такие как, например, «Саломея», «Мадам Баттерфляй», «Тоска», «Паяцы», «Фауст». Я питаю особую страсть к трагическим образам и вообще очень люблю накал страстей на сцене!

 

Эльза Драйсиг: <br>Сама определяю творческий путь Персона

Эльза Драйсиг:
Сама определяю творческий путь

Барбара Фриттоли: <br> Учу молодых певиц исполнять юных героинь Моцарта Персона

Барбара Фриттоли:
Учу молодых певиц исполнять юных героинь Моцарта

Александр Сладковский: Ценю в людях не только талант, но и способность созидать Персона

Александр Сладковский: Ценю в людях не только талант, но и способность созидать

Алена Верин-Галицкая: Мне интересны текстовые игры Персона

Алена Верин-Галицкая: Мне интересны текстовые игры