Название альбома «Глина. Тринадцать взглядов на вещество» не игра слов и не метафора. Тут действительно поет и играет настоящая глина. Как такое может быть?.. Автор релиза иркутский импровизатор и перформер Евгений Маслобоев известен давно. Он с дочерью Анастасией записывал и выпускал фри-эмбиентные CD в Англии еще пятнадцать лет назад. Зрители концертов новоджазового фестиваля Leo Records in Russia наблюдали в клубе Алексея Козлова, как звучал большой куст алоэ, к которому экспериментатор присоединил электроды и считывал биотоки растения. Затем он перешел к импровизации человеческих тел, причем на концертах в процессе могли участвовать все желающие. От музыки тела Евгений шагнул дальше — в мировых религиях нередко присутствует утверждение, что боги создали людей из глины, варьируется только рецептура. Концепция, которую формулирует Маслобоев, рассказывая про свой новый альбом, говорит о взглядах — шагах к познанию мира через звук вещества. Он ассоциирует эту работу в том числе с циклом фортепианных пьес Оливье Мессиана «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» (1944) и вспоминает венскую туристическую достопримечательность — отделанную керамической плиткой спальню супругов в доме Моцарта, где композитор сочинил «Свадьбу Фигаро».
Инструментарий Маслобоева ранее варьировался от коллекции ударных инструментов до комплекта электронной аппаратуры, позволявшей считывать колебания биотоков живых существ. На этот раз он выглядит так: керамофон (плитка керамическая историческая изразцовая XIX века, плитка керамическая и керамогранитная для стен и пола современная), керамические окарины, флейты, посуда из керамики, стулофон (стул металлический, объединенный с керамической плитой), телекерамофон (кнопочный телефон с керамическим коробом), сухая, влажная, жидкая глина шести разных цветов из различных месторождений России.
На новом релизе сибирского экспериментатора опять звучит вокал его дочери Анастасии, с ней поет Мария Корнева. Получается таинственно и красиво. Мистический эмбиент оказывается своей противоположностью — тут не «окружающий» слушателя звук, а напротив, дыхание, движение звука — изнутри. Мерцание, звоны и шумы, вздымающиеся волны саунда и текучая единая ткань — звучащее может представиться шаманством. Но у Евгения оно органично сплетено с инженерией и импровизацией, в описаниях проектов у музыканта нередки отсылки к опубликованным научным работам. Это не лабораторные опыты — музыка проекта, звучит, например, в короткометражном фильме «Адам», который вошел в лонг-лист премии «Золотой орел» в номинации «Лучший короткометражный фильм» (2023). Для Маслобоева же это этап на пути понимания природы звука и звуков природы. Он сплетает мистику и технологию, авангард и медитацию, у Евгения все звучит и все играет. Поначалу это даже как-то веселит, потом удивляет и в завершение даже пугает — ведь границ у этой вселенной звука, получается, и нет вовсе! Музыка есть везде, вопрос лишь в нашем умении адаптировать ее к языку массовых коммуникаций и в желании слышать.