Фабио Мастранджело: <br>Современная музыка – это спортзал для дирижера Персона

Фабио Мастранджело:
Современная музыка – это спортзал для дирижера

Руководитель нескольких оркестров в Москве, Санкт-Петербурге, Якутске, Новосибирске, Фабио Мастранджело вновь выступает в Казани с Госоркестром Татарстана, на сей раз – на фестивале современной музыки «Concordia».

В афише Барток (Второй скрипичный концерт, солистка Алена Баева), Стравинский (Концертные танцы для камерного оркестра), Кодай («Танцы из Галанты»), Хинастера (Концертные вариации для оркестра). Всё, кроме Бартока, звучит в Казани впервые. Программу и не только с Фабио Мастранжело (ФМ) обсудила Ольга Русанова (ОР).

ОР «Современная музыка» на этом фестивале трактуется широко – это произведения XX-XXI века. Но «фишка» в том, что это, как правило, татарстанские или казанские премьеры, да и вообще раритеты, которые всегда интересны. Вот и программа, которую вы представляете, кажется свежей, симпатичной, хотя это чуть ли не классика прошлого столетия. Кто ее составлял?

ФМ Конечно, я. Вообще приглашенному дирижеру редко дают полную свободу. Думаю, тут сыграло роль то, что мы с Александром Сладковским дружим, он меня знает, доверяет. Организаторы мне просто сказали: «Маэстро, играйте, что вы любите». Например, Второй скрипичный концерт Бартока я люблю с детства – познакомился с ним, когда мне было 15 или 16 лет. Я его много сам играл на рояле – в переложении, которое, кстати, сам Барток сделал.

ОР Вы работаете со многими оркестрами. Если бы я попросила вас составить свой личный оркестровый «рейтинг», то Госоркестр Татарстана, вы на какое место поставили бы?

ФМ На уровень столичных коллективов и даже выше. Оркестр и раньше был сильным – все-таки изначально традиции заложил Натан Рахлин, но при Александре Сладковском стал гораздо сильнее. Теперь это, несомненно, один из лучших оркестров России, и я бы отвел ему весьма почетное место в мире.

ОР А вы помните свое первое выступление с Госоркестром Татарстана?

ФМ Да, это было  примерно в 2006-07-ом, меня тогда позвали внезапно, за день до концерта. Надо было сыграть музыку Рашида Калимуллина (председателя Союза композиторов Татарстана и Правления Союза композиторов России – Прим. ред.). Я на репетиции фактически с листа читал программу, но в итоге все прошло очень удачно. Рашид тоже был на концерте, мы подружились, и он сказал:  «Ты должен приехать к нам снова». И меньше чем через месяц я действительно приехал: сыграл его «Симфонические фрески», и не только в Казани, но и в Набережных Челнах.

ОР Кроме Бартока, три остальные произведения – это казанские премьеры, и они все основаны на фольклоре: и Кодай, и Барток, и Хинастера.

ФМ Да, действительно. А кстати, вы знаете, что Хинастера настаивал, чтобы его называли иначе – Джинастера, поскольку у него итальянские корни, хотя родился он в Аргентине. Так же, как и у его ученика Пьяццоллы – его бабушка и дедушка родом из  Италии, города Трани, а это –буквально в 35 км от моего родного города Бари.

ОР Признаться, не знала…

ФМ А Концертные вариации Хинастеры (1953) – уникальная музыка, своего рода «путеводитель по оркестру». Чуть ли не всем инструментам оркестра он дал «сольные выступления»: скрипке, арфе, флейте, виолончели… Это очень атмосферная, колоритная композиция.

ОР Все четыре произведения написаны в определенный период: с 1930-х по 1950-е. В этом есть определенная драматургия?

ФМ Я хотел показать, как разные люди реагировали на это время и его вызовы, сложности, перемены и т.д. Барток и Кодаи, казалось бы, из одной страны – Венгрии, но они совершенно разные. Свой Второй концерт Барток написал в 1939 году, перед эмиграцией в Америку. Они отыграли последний концерт с женой Диттой –  у них был фортепианный дуэт – и уехали, и больше не увидели родину, а в 1945 году Бела Барток скончался в Нью-Йорке. «Танцы из Галанты» (1933) Золтана Кодая – это прелестные впечатления детства: композитор часто бывал в этом венгерском городке, слышал народные мелодии с ярким национальным колоритом.  Свои «Концертные танцы» (1942) Стравинский изначально сочинял как чисто инструментальное произведение. Однако музыка оказалась настолько яркой, театральной, что «Танцы» поставил Баланчин.

ОР Удивительно, что в программе нет итальянской музыки. Может быть, на бис что-то сыграете?

ФМ Это хорошая идея (смеется). Вообще я бы хотел сыграть музыку современного латышского композитора Петера Васкса. Я был в Риге в 2004 году, играл с оркестром «Симфониетта Риги». Тогда многие удивились, что итальянец так хорошо говорит по-русски. Все захотели записать со мной интервью. И вот я выступаю на радио. Меня спрашивают: «Маэстро, а вы дирижируете современную музыку?» – «Конечно, люблю Арво Пярта и Петера Васкса», – отвечаю. Прошло два часа, звонит директор филармонии и говорит: Васкс в городе и очень хочет с вами познакомиться. И мы действительно встретились, несколько часов гуляли по городу, он подарил мне много своих партитур, записей. Я часто исполняю его музыку.

А вообще  современная музыка необыкновенно важна, она заставляет тебя придумывать новые исполнительские приемы. Это для дирижера настоящий спортзал.

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны

Нина Костенко: Все, что связано с Римским-Корсаковым, надо сохранить Персона

Нина Костенко: Все, что связано с Римским-Корсаковым, надо сохранить