Facce d’amore <br>Jakub Józef Orliński <br>Il Pomo d’Oro <br>Maxim Emelyanychev <br>Erato
Релизы

Facce d’amore
Jakub Józef Orliński
Il Pomo d’Oro
Maxim Emelyanychev
Erato

Название альбома переводится как «лики любви», и вошедшие в него арии отражают все грани чувства влюбленного мужчины барочной эпохи – собственно, самой любви, разделенной или неразделенной, и связанных с ней страстью, горем и даже безумием. По замыслу его едва ли можно сравнить с романтическими программными циклами, это скорее маски комедии дель арте, которые надевает артист, чтобы выразить то или иное чувство согласно барочному канону.

Вместе с известными ариями из «Амадиса Гальского» или «Агриппины» Г. Ф. Генделя, на диске присутствуют восемь мировых премьер, звучащих впервые с XVII века.

Максим Емельянычев, дирижер оркестра Il Pomo d’Oro, является одним из самых интересных сторонников исторически информированного исполнительства среди молодого поколения музыкантов. Он обладает мидасовским умением превращать все, к чему ни прикоснется, в музыкальное золото, подтверждение тому – восторженные отзывы критиков на несколько дисков с музыкой разных эпох, где он выступает не только в качестве дирижера, но и музыканта-исполнителя. С его оркестром записывались такие звезды барочной оперы, как Франко Фаджоли, Вивика Жено и Макс Эмануэль Ценчич.

Кажется, Якуб Йозеф Орлиньский занимает прочное положение в этом ряду. Он обладает голосом ясного холодноватого тембра, в звучании которого слышна большая практика исполнения ренессансной музыки. В ней нет ни головокружительных пассажей, ни сверхвысоких нот, а важным оказывается другое – выразительность, строгое дозирование вокальных эффектов, чистота и точность интонации, проживание смысла каждого пропетого слова. Эти умения, помноженные на способность к виртуозности, и составляют основу вокального стиля певца.

Альбом начинается с исполненной печали арии «Erme e solinghe cime» из оперы «Калисто» Франческо Кавалли, таким образом задается тон всему происходящему. Среди ликов барочной любви оказывается мало счастливых, первые несколько арий лежат в области аффектов печали, и лишь одна из «Пирра и Деметрия» Алессандро Скарлатти выражает воодушевление и уверенность в победе любви. Впрочем, картину нельзя назвать однообразной – блестящая каденция одной из премьер диска, виртуозной арии «Che m’ami ti prega» из оперы «Нерон» Джузеппе Орландини переходит в наполненную возвышенной скорбью арию «Pena tiranna» из оперы «Амадис Гальский» Генделя, которая разрешается печальной надеждой арии из оперы «Муций Сцевола» того же автора. Три оркестровых интермедии дают отдохнуть от звучания голоса и благодаря высочайшему мастерству оркестра являются такими же ценными интерпретациями, как и арии.

Весь альбом, построенный на подобных контрастах, заканчивается просветленной арией Орфея «Sempre a si vaghi rai» из одноименной оперы Иоганна Хассе, которую когда-то исполнял великий кастрат Фаринелли. Орфей, самый известный влюбленный в мировой истории, поет о том, что его душа никогда не сможет влюбиться ни в кого, кроме Эвридики; где бы она ни была, он всегда последует за ней. Это манифест человека, вечно стремящегося к идеалу, но обреченного никогда его не достигнуть. И хотя здесь он выражен в барочной форме, нельзя сказать, что он принадлежит только той эпохе. Это одна из тех вневременных вещей, которые двигают вперед всю человеческую цивилизацию. Как двигает ее и любовь.