Фантастический рассказ царевича Теодора События

Фантастический рассказ царевича Теодора

Оркестр musicAeterna исполнил «Шехеразаду» Римского-Корсакова и Вторую симфонию Рахманинова

Подопечные Теодора Курентзиса выступили в Большом зале Московской консерватории с роскошной программой, которую по традиции уже услышали петербуржцы, а совсем скоро эта возможность появится и у жителей Китая (коллектив отправится на гастроли в Поднебесную). Вторая симфония Рахманинова и «Шехеразада» Римского-Корсакова, пожалуй, одни из самых красивых сочинений в русской музыке XIX века, способных заворожить публику с первых звуков, а если за эти партитуры берутся такие мастера, как оркестр musicAeterna, – слуховое удовольствие будет обеспечено. Так и случилось на концерте в консерватории, где ее новоиспеченный почетный профессор устроил погружение в сказочный мир «Тысячи и одной ночи» и таким же волшебным образом превратил рахманиновскую симфонию в омут памяти, в котором каждый вновь прочувствовал свою историю.

Но все начиналось не так радужно. Теодор Курентзис, конечно, уже не удивляется не всегда адекватному поведению публики на концертах, но в этот раз его терпению пришел конец. Едва начав «Шехеразаду», маэстро решительно опустил руки, прервав готовящееся соло скрипки. А потом, развернувшись к залу, стал терпеливо ждать, пока растерявшаяся (или заблудившаяся?) в партере слушательница, наконец, хоть куда-нибудь сядет. К счастью, этот неловкий инцидент не испортил настроение маэстро и на исполнении никоим образом не отразился. Симфоническая сюита Римского-Корсакова прозвучала с присущей Курентзису любовью к деталям – «вкусно», изобразительно точно, выпукло. Покачивание Синдбадова корабля на волнах Окияна моря синего, которые воспроизводили струнные, казалось, можно было увидеть: эпическое и постепенно динамически меняющееся развертывание темы создавало эффект «приближения» корабля. В части «Фантастический рассказ царевича Календера» избитая фраза «восток – дело тонкое» оказалась как нельзя кстати. Ориентальная витиеватая мелодия фагота, подхватываемая оркестром, буквально говорила на своем неповторимом языке – на ум даже пришло сравнение с неспешными монологами, которые можно услышать от самого дирижера. Показав безоблачные отношения Царевича и Царевны, оркестр musicAeterna перенес в атмосферу «Багдадского праздника», после которого сурово-непоколебимый хор медных и эхо литавр безжалостно устроили крушение корабля о скалу – и от этой мощи содрогался не только зал, но и, кажется, висящий в амфитеатре портрет Римского-Корсакова. Впрочем, любая буря уступала чарующему скрипичному соло – теме Шехеразады, скрепляющей цикл. Скрипка в нежных руках концертмейстера Ольги Волковой оживала как по взмаху волшебной палочки, убаюкивала, усмиряя и грозного Шахрияра и тех, кто аплодировал между частями.

Студенческая весна с профессором Курентзисом

Вторую симфонию Рахманинова musicAeterna уже исполняли в БЗК несколько лет назад, правда, в компании с его же «Рапсодией на тему Паганини». И тогда одна из самых вдохновенных партитур композитора была словно вылеплена по подобию симфоний Малера с их эсхатологическими кульминациями. В этот раз Курентзис решил уйти от пафоса и помпезности к простоте и естественности звучания – наверное, так и мыслил свою симфонию Рахманинов, человек сдержанный и не любитель чувств «напоказ». Этот цикл оркестр musicAeterna представил в сугубо личном ключе – как историю жизни, рассказанную очень честно, без прикрас. Сквозь медленное, словно через силу, тяжеловесное развертывание темы вступления наглядно вырисовывался путь самого Рахманинова, который шел от мрака к свету после провала Первой симфонии – а потом вдруг начал делиться с нами подробностями в задушевной теме первой части с «покачиванием» низких струнных. Теодор Курентзис, по обыкновению, добивался от своих подопечных глубокого, полного звучания как соло, так и всего оркестра, пульсировавшего как единый живой организм. В фаустианском скерцо второй части и нарочито праздничном финале (привет финалу Четвертой симфонии Чайковского) его вихревое движение тем не менее маэстро удерживал весьма строго, не давая своему коллективу ни секунды передышки. В третьей же части – красивой и, в общем, «попсовой» по своему звучанию – оркестр musicAeterna заставил вновь пережить боль, которая есть в каждом из нас. С каждой новой секвенцией, поднимающейся все выше и выше и никак не приходящей в тонику, вновь удалось испытать те же чувства. Кларнетист Сергей Елецкий выводил печальную и тоскливую песнь, и пространство Большого зала было словно наэлектризовано: казалось, время остановилось и ничто не могло нарушить это размышление о том, что есть, что было и что обязательно будет.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»