Когда сталкиваешься с новой работой Чечилии Бартоли, которая, на мой взгляд, уже имеет полное право именоваться великой, всякий раз думаешь: она по-прежнему «задает тон» – или вышла в тираж? Потому что голос у нее, пятидесятилетней, уже не тот, что был, нет больше в нем великой магии, которая хватала за сердце. Это горькая правда жизни. Но есть и другая правда, правда музыки: если ты рожден великим музыкантом, то (коли не теряешь интереса к музыке и к себе как к профи) ты таковым остаешься независимо от всяких там жизненных обстоятельств. Чечилия Бартоли не утратила интереса к делу, и новый диск тому свидетельство. Уже понаделано немало дисков, посвященных великим кастратам, а «Чича» выходит – и отрывается! Конечно, эффектно, что она, как в спектакле «Ариодант», на обложке и на прочих фоточках при бороде, этакая Кончита Вурст, но совсем не в этом дело.
Она составляет свой новый диск по-прежнему драматургично. Порпора, Хассе, Броски, Джакомелли, Кальдара – все композиторы выбраны не по принципу раритетности, а на предмет погони за содержательной материей. В основном представлены мужские арии – Акида, Гименея, Нина, Фарнаспа. Но есть одна женская партия – Клеопатра из кантаты Иоганна Адольфа Хассе «Марк Антоний и Клеопатра» (Неаполь, 1725), в премьере которой Фаринелли как раз и явился миру как египетская царица. Можно ли отличить голос Бартоли по принципу ролевой гендерности, не уверен. Но это и не нужно: что ни ария, то удар в самую сердцевину.
Да, она поет теперь голосом менее торжественным и менее волшебным, она чаще резко открывает звук, но сколько экспрессии в каждой ноте, сколько энергии впрыснуто в каждый поворот темы, какая во всем порода и какое изящество! Да, Бартоли все равно сегодня задает тон, и ей не мешают ее организаторские задачи в Зальцбурге. Она еще станет через год интендантом в Монте-Карло, ведь у нее там уже есть своя «лавочка» – оркестр Les Musiciens du Prince-Monaco. Но не бойтесь за нее. У нее в голове интеллект и эмоции составляют единое целое, и она своих почитателей не разочарует!