Какова отличительная черта музыки Габриэля Форе? Пианист Люка Дебарг вслед за французским философом и музыковедом Владимиром Янкелевичем называет charm («шарм», «зачарованность»). Фортепианное наследие Форе в интерпретации Дебарга, несомненно, открытие этой весны. Изданная в год столетия со дня смерти композитора, эта музыка пленяет скромностью и подлинностью чувства. Не лишена она драматизма, страстей и остроты восприятия.
Четырехчасовой альбом включает всю сольную фортепианную музыку автора. Трек-лист выстроен хронологически — от самых первых опытов в духе Шумана, Шопена и Мендельсона (Три романса без слов op. 17, первые экспромты, баркаролы и вальс-каприсы) к поздним пьесам (ноктюрны, баркаролы) и последнему опусу для рояля — Ноктюрн № 13 создан за три года до смерти Форе. Для Дебарга важно обнаружить единство стиля: от мелодизма и романтической полетности к метрической и гармонической свободе (средний раздел Ноктюрна № 12), графичности линий и полифонизированной фактуре (качественный переход произошел уже в цикле Восемь коротких пьес op. 84).
«We are divers. We are not swimmers» (буквально: «Мы дайверы, а не пловцы»), — говорит Дебарг о собственной музыкальной интерпретации. Действительно, фортепианная музыка Форе раскрывается лишь при внимательном рассмотрении. Здесь нет фейерверков из пассажей или эффектных приемов игры, но ощутимы необыкновенный мелодический дар, красота и ее истаивание, трагическая прелесть fin de siècle. Послушайте Ноктюрн № 10 — «целый водоворот скрытых переживаний, в то время как поверхность остается ровной и невозмутимой» (Э. Журдан-Моранж). Или Баркарола № 13 — шедевр позднего стиля. В самых тихих моментах Дебарг обнаруживает страстность и затаенную жестокость музыки — шарм как «радиактивность красивой вещи, обволакивающая все субъекты» (В. Янкелевич).
Дебарг обратился к наследию французского композитора во время пандемии, альбом записывал в 2020 и 2021 годах. Интересен выбор рояля — Stephen Paulello 2015. Регистры инструмента неравномерны, звук матовый и далек от привычного блеска Steinway. В процессе прослушивания возникают ассоциации с неровностью регистров исторических салонных инструментов начала XX столетия — тех, на которых играли Дебюсси, Сен-Санс или даже сам Форе.
Советую послушать Балладу op. 19 — первое сочинение без оглядки на мастеров. Дебарг познакомился с этой музыкой во время учебы в Парижской консерватории, и она, по его словам, «открыла ему необыкновенный мир музыки Форе». Для современников композитора Баллада также стала большим открытием. Исполнение версии для фортепиано с оркестром — французский автор выполнил ее по настоянию Ференца Листа — пробудило интерес музыкальной общественности и критиков.
Шедевр позднего стиля — Девять прелюдий op. 103. Каждая из миниатюр обладает оригинальной фортепианной фактурой, а диапазон эмоционального воздействия простирается от лирического повествования к внутренней драме. Рекомендую обратить внимание на еще один образец позднего стиля — Баркаролу № 12. Пьеса отсылает к атмосфере знаменитого романса Форе «Лунный свет» на стихи Поля Верлена. Своего рода воспоминание о музыке, написанной композитором 26 лет назад.
Удивительно, как в игре Дебарга проявляется «русскость»: в Баркароле № 9 слышится Метнер, а в Ноктюрне № 7 или Третьей прелюдии из op. 103 — отзвуки фортепианного стиля Рахманинова. Связи Форе с русской музыкой неочевидны — в заключительной картине «Евгения Онегина» Чайковского главная героиня на словах «Онегин, я тогда моложе» воспроизводит мелодию из Первой скрипичной сонаты Форе, написанной за три года до премьеры оперы. В 1909‑м Габриэль Форе дал концерты в Москве, Петербурге и Гельсингфорсе (Хельсинки). Аргументация для приглашения в Россию была не иначе как «высокое положение в музыкальном искусстве». Послушайте Шестую прелюдию из op. 103 в интерпретации Дебарга — такую музыку вполне мог написать славянский композитор.
Альбом Fauré: Complete Music for Solo Piano — звуковое путешествие по миру фортепианной музыки Габриэля Форе, вдохновенное и филигранное. Хочется верить, что Люка Дебарг продолжит эру открытий. Фортепианная музыка современников Форе — Яначека, Сибелиуса или Балакирева — ждет своего часа, чтобы удивить слушателей.