В Рахманиновском зале состоялась московская премьера «Элегии» для виолончели и камерного оркестра Кузьмы Бодрова. Пьеса родилась по специальному заказу Международного фестиваля «Приношение мастерам» и по личной инициативе народного артиста России Феликса Коробова (ФК), о чем он рассказал Евгении Кривицкой (ЕК).
ФК Я достаточно много играю современной музыки, еще со времен студенчества, когда я постоянно контактировал с кафедрой композиции Московской консерватории. Когда-то мой профессор по камерному ансамблю Татьяна Гайдамович произнесла фразу, которая на меня произвела большое впечатление: «Исполнители уходят, а произведения, для них написанные, остаются и дальше живут своей судьбой». Именно поэтому, когда наш проект стал развиваться, мы решили основать традицию – заказывать современному композитору сочинение, которое было бы связано с темой фестиваля. Я обратился к моему давнему другу Кузьме Бодрову, и он написал для нас «Элегию» памяти Герца Давидовича Цомыка – третий фестиваль как раз был посвящен этому легендарному виолончелисту. Я попросил Кузьму о двух вещах: зашифровать в музыкальном материале его инициалы – соль, ре, до (они звучат в самом начале пьесы) – и использовать тему Сицилианы М.-Т.Парадис, которую я в детстве услышал от Цомыка. Он ее сыграл лично мне, будучи у нас дома в гостях, и у меня до сих пор «в ушах» тембр виолончели Герца Давидовича. Я попросил Кузьму сделать некий парафраз, не столько цитатный, сколько ностальгический, и он сделал переосмысленную мелодию Сицилианы основной темой произведения.
ЕК Чем Элегия интересна с точки зрения виолончельной техники?
ФК Пьеса дает широкую возможность для игры со звуком, с тембрами, для динамических поисков. Я много рассказывал Кузьме про Цомыка, и воспоминание о богатом бархатном тембре его инструмента послужило отправной точкой и основой для создания колдовской звуковой палитры.
ЕК Мировая премьера прошла летом в Екатеринбурге, сейчас вы играли в Рахманиновском зале Московской консерватории, знаменитом своей акустикой. Звук виолончели буквально обволакивал слушателей. Каковы ваши собственные ощущения?
ФК Мы тоже обсуждали с Кузьмой, что в каждом из залов Элегия звучала по-разному. Но это не только из-за иной акустики: сама пьеса дает большую свободу в интерпретации в зависимости от внутреннего состояния – музыка по природе очень импровизационная. Произведение получилось сильное, серьезное: Бодров – один из самых талантливых композиторов своего поколения. И я буду рад, если спустя два года, когда истекут права фестиваля на эксклюзивное исполнение, Элегия вызовет интерес у других виолончелистов. Некоторые мои коллеги уже у меня спрашивали ноты.
ЕК Как я понимаю, у вас есть и дальнейшие планы играть эту пьесу?
ФК Несомненно. Уже есть договоренности с региональными филармониями на следующий год; также мы договорились с Кузьмой, что я смогу включить Элегию в один современный балет, который буду выпускать в конце этого сезона. То есть она станет частью музыки спектакля.
ЕК Каковы итоги и перспективы фестиваля?
ФК Проект живет, развивается, он приобрел уже свой круг поклонников, друзей фестиваля – это и артисты, и слушатели, и директора залов. Я благодарен Училищу имени П.И.Чайковского, в зале которого мы выступаем в Екатеринбурге. Это особенное место, так как более тридцати лет там проработала моя мама. Если первые два фестиваля мы проводили на энтузиазме, то в этот раз нас поддержали Президентский фонд культурных инициатив и Фонд развития и поддержки Уральской консерватории. Сейчас мы практически сформировали программу четвертого фестиваля, он будет посвящен большому музыканту, создателю Уральского филармонического оркестра Марку Паверману. Соответственно будут акценты в области дирижирования. Кроме того, наш фестиваль включает многочисленные мастер-классы участников фестиваля, что также очень важно. Потому что нужно делиться – знаниями опытом, эмоциями, идеями. Мне кажется, что у фестиваля впереди интересная жизнь.