Феликс Коробов: Люди живут ровно столько, сколько о них помнят Персона

Феликс Коробов: Люди живут ровно столько, сколько о них помнят

Завершился Второй фестиваль «Учитель и Ученики» памяти Г. Цомыка и С. Пешкова в Екатеринбурге

О его идее, концепции и культурном слое города времен СССР рассказывает художественный руководитель проекта, народный артист России Феликс Коробов.

ЕК Память об учителях – священна, и трогательно, что вы второй год делаете такой проект.

ФК Мы сыграли два концерта в зале Маклецкого: это зал Музыкального училища имени Чайковского – старейший зал Екатеринбурга/Свердловска. Фестиваль посвящен двум ключевым фигурам свердловской виолончельной школы – Сергею Федоровичу Пешкову, моему учителю, и основателю свердловской виолончельной школы Герцу Давидовичу Цомыку.

Идея фестиваля родилась год назад – у меня и у внука Цомыка, Леонида Усминского: пианиста, педагога и музыкального деятеля. Дело в том, что Свердловск – уникальный город, и волею судеб в нем оказались в середине XX века виолончелист Герц Цомык и дирижёр Марк Паверман.  Есть понятие «градобразующее предприятие», а вот они стали «культурнообразующим элементом» Свердловска. Марк Израилевич Паверман создал Уральский филармонический симфонический оркестр и многие годы им руководил. А Герц Давыдович Цомык после того, как завоевал первую премию Всероссийского конкурса, поделив ее со Святославом Кнушевицким, в силу обстоятельств уехал в Свердловск. Он сел концертмейстером в оркестр к Паверману, стал одним из организаторов и основателей квартета имени Мясковского.

Нужно сказать, что в советское время квартетное искусство было развито значительно активнее и  сильнее, чем сейчас. Квартет Мясковского, наряду с квартетами имени Бородина, имени Комитаса занимал одну из высоких позиций. Цомык преподавал в Уральской консерватории, и все виолончелисты так или иначе его ученики или «музыкальные внуки» – ученики учеников.

Миссия фестиваля простая: люди живут ровно столько, сколько о них помнят. К сожалению,  имена Павермана и Цомыка вышли из обихода, они стали такими «музейными» экспонатами. Хотя на самом деле их вклад в культуру не только Екатеринбурга/Свердловска, но и вообще СССР – очень велик. В их время у нас были невероятные филармонические сезоны. Оба артиста не выезжали из Свердловска, а их авторитет в музыкальном мире был настолько высок, что с ними все хотели общаться, показать свои новые программы, свои сочинения. В итоге, у нас выступал такой же пул солистов, что и в Москве и Ленинграде. Квартет имени Бородина все свои циклы – квартетов Бетховена, Шостаковича  – обыгрывал в Свердловске. Сюда приезжали крупнейшие оркестры – Госоркестр, Симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Бывали Виктор Третьяков,  Наталия Гутман и Элисо Вирсаладзе, которые играли и соло, и в ансамбле, и с оркестром. Вот мы решили вспомнить этих людей и сказать им спасибо за то, что они сделали в музыке.

ЕК Всколыхнули целый пласт истории. А что вы можете сказать о Сергее Пешкове?

ФК Сергей Пешков – стал продолжателем его дела, придя после него преподавать в консерваторию и заняв место виолончелиста в квартете Мясковского. Он был одним из инициаторов создания камерного оркестра B-A-C-H. У него учились Олег Ведерников, Энхе, Чи Юй Мин, ваш покорный слуга.

Первый урок у Сергея Федоровича я никогда не забуду, так как он длился около четырех часов. Он сказал мне тогда фразу, которую помню до сих пор: «Вот сейчас мы с тобой далеко-далеко зажигаем маленькую звёздочку. Это наше музыкантское совершенство, мы ее никогда не достигнем, но идти к этому нужно каждый день». С этой фразой я живу и стараюсь ей следовать. Что касается Цомыка,  то он просто не занимался с малышами – предпочитал брать уже музыкантов в студенческом возрасте, с которыми можно было заниматься музыкой и интерпретацией. Тем не менее, мой приход в музыку и выбор виолончели связан с Герц Давыдовичем.

Наши cемьи очень дружили.  Это был золотой период: в Свердловск приехали молодые ленинградцы, практически выпускники одного курса ЛГИКа, которые возглавили ведущие коллективы Свердловска. Мой папа, Павел Васильевич Коробов стал главным режиссером ТЮЗа, Роман Виндерман, один из самых выдающихся кукольников, стал руководителем Свердловского театра кукол, Александр Попов пришел в драму. В оперном театре творили Валентин Кожин, Евгений Колобов. Была потрясающая атмосфера, все ходили на спектакли, концерты, премьеры друг к другу, – шла насыщенная культурная жизнь. Мои родители дружили и с семьёй Павермана, и с семьёй Цомыка. Герц Давыдович был человеком, который не ощущал себя без виолончели, игра, музицирование было самым естественным состоянием. Когда наша семья приходила к нему в гости, он в какой-то момент вставал из-за стола, уводил меня на кухню или в комнату, брал свою итальянскую виолончель – уникальный для Свердловска инструмент, садился и начинал мне играть все подряд. От него я впервые услышал Сонаты Кодаи, Шостаковича. И до их пор звук его виолончели является эталоном звучания инструмента – невероятно теплый, душевный, чувственный. Все, что делали эти музыканты, было очень искренним и бескорыстным.

ЕК Почему такие выдающиеся люди остались локальными фигурами в истории одного города?

ФК Стечение разных жизненных и политических обстоятельств, связанных с тем временем, в котором они жили. Ну, к примеру, у Марка Павермана очень болела жена, и он отказывался от каких-либо длительных гастролей, чтобы быть рядом с ней. Так сложились судьбы.

ЕК Как строилась программа фестиваля?

ФК А в этом году мы сыграли два концерта. Первая программа стала своего рода «классным вечером» Сергея Пешкова, которого нет с нами уже два года. Был замысел исполнить пять сонат Бетховена разными солистами, но, к сожалению, в последний момент один из наших сотоварищей заболел, и мне пришлось сыграть Первую и Пятую сонаты. Остальные прозвучали в интерпретации Дмитрия Яковлева, Ольги Калашниковой и Темирлана Абедчанова.

А во второй день с Камерным оркестром B-A-C-H выступили замечательные солисты, звучала оркестровая музыка. Всегда на этом фестивале есть приглашенная звезда. В первый год к нам приезжала Варвара Непомнящая, а в этот раз – пианист из Петербурга Петр Лаул, сыгравший со мной сонаты Бетховена, а в оркестровой программе – Концерт Баха. Там же приняли участие московские артисты Михаил Усов (скрипка), Мария Теплякова (альт) и екатеринбургский контрабасист Василий Гин. Выступление имело бешеный успех, и прошло при полном зале, несмотря на летний сезон.

ЕК Вы собираетесь продолжать?

ФК Мы надеемся вновь встретиться в июле следующего года, уже есть интересная идея, связанная с  Брамсом и Стравинским. Кроме того, мы хотим расширяться и в следующем году добавим концерт в честь Квартета имени Мясковского. К сожалению, у нас нет спонсоров и покровителей, но может быть это и правильно, потому что наши концерты –  дань уважения учеников учителям.