Феликс Коробов: Поставить оперу «Не только любовь» – моя давняя мечта Персона

Феликс Коробов: Поставить оперу «Не только любовь» – моя давняя мечта

В Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко – новая премьера. Афиша пополнится оперой Родиона Щедрина «Не только любовь», созданной 29-летним композитором в 1961 году. Его первая проба пера в жанре оперы не сразу нашла признание, но сейчас очевидно, что Щедрин внес много нового и необычного в современный музыкальный театр. О том, что ждет зрителей спектакля, Евгении Кривицкой (ЕК) рассказал главный дирижер театра и инициатор постановки народный артист России Феликс Коробов (ФК).

События марта

ЕК Московские театры давно не обращались к оперному наследию Щедрина, хотя список сочинений внушительный и отвечает самым разным вкусам. Что побудило вас обратиться к этому композитору и именно к его первой опере?

ФК Я очень люблю эту музыку. Опера была в списке тех десяти названий, которые я хотел поставить, придя работать почти 20 лет назад в Театр имени Станиславского. Для меня «Не только любовь» стоит в ряду самых выдающихся опер XX века, рядом с «Катериной Измайловой» Шостаковича, партитурами Яначека… Имя Щедрина всегда присутствовало в нашем доме, и есть семейная романтическая история о том, что, когда моя мама училась в Свердловской консерватории, среди студентов была очень мобильная и интересовавшаяся современными авторами группа, ее возглавлял молодой студент Женя Колобов. Как-то он ворвался на лекцию и сообщил, что в Ленинграде будет премьера Первого фортепианного концерта Щедрина. Ребята сорвались с лекций, приехали в Питер, правдами и неправдами попали на этот концерт, общались с Родионом Константиновичем, который подарил кому-то из той группы на память значок. Рассказ об этой поездке и знакомстве с композитором меня сопровождал с детства, а потом уже началось мое личное общение с музыкой Щедрина: исполнение и запись «Кармен-сюиты», участие в одном из юбилеев с Камерным оркестром Московской консерватории. Поставить «Не только любовь» было моей давней мечтой, которая теперь воплощается.

ЕК Что особенно интересно в музыкальном языке оперы?

ФК Для меня партитура представляет большой ребус, который я постоянно разгадываю. Она полна открытий. Я в ней постоянно нахожу смысловые аллюзии и переклички с такими партитурами, как «Война и мир» Прокофьева или «Отелло» Верди.  Например, вся структура первой картины у Щедрина с дракой и появлением Варвары напоминает начало «Отелло», где во время стычки Монтано и Кассио приходит Отелло с репликой «Шпаги в ножны, господа». И таких мистических моментов множество.

 

ЕК Насколько сейчас актуален сюжет оперы, описывающий быт русской деревни? Вы не думали поверх него сделать, как это сейчас модно, другую историю?

ФК Считаю, что сюжет и музыка здесь неотрывно связаны, либретто очень качественное. Когда мы готовились к постановке, то я прочел книгу воспоминаний Родиона Щедрина «Автобиографические записи»:  там одна из глав непосредственно посвящена опере «Не только любовь», а перед ней композитор вспоминает, как ездил в годы студенчества в фольклорные экспедиции. Было послевоенное время, и он описывает, что там видел, что переживал. Все, что я прочел, подтвердило, что мы с Евгением Писаревым идем верным путем.

ЕК Вы ведь не в первый раз сотрудничаете с этим режиссером?

ФК Да, и я сразу высказал желание делать эту оперу с ним: нам легко работать вместе – мы похоже мыслим и понимаем друг друга с полуслова. И еще – в этой опере широчайший  спектр эмоций от трагедии до юмора, и Евгений Писарев прекрасно умеет найти средства, как воплотить это на сцене.

ЕК Расскажете, как будет решена визуальная часть спектакля?

ФК Мы сразу решили, что ставим оперу о том времени, о котором написано в либретто, – десять лет после Великой Отечественной войны, когда все живут бедно, тяжело, но есть некий оптимизм и вера в лучшее будущее. Мне очень нравятся костюмы Маши Даниловой, погружающие в ту эпоху: платья, ватники, тужурки, гимнастерки – тогда ведь люди донашивали то, что оставалось в их гардеробе. А Максим Обрезков сделал, на мой взгляд, интересную декорацию, гармонирующую с цветом нашего зала и красиво вписывающуюся в общий антураж.

ЕК А как певцы вошли в мир музыки Щедрина? Сложно ли было освоить ее стиль?

ФК Все жадно включились в эту работу. Надо сказать, что вокальные партии написаны на пределе и вокальных и эмоциональных возможностей. Нужно выдавать по максимуму, но при этом контролировать себя, не забывать о певческой технологии. Например, когда мы учили с исполнительницами партии Наташи ее центральную трагическую арию, то я давал слушать, как это ни парадоксально, полуджазовые композиции Ирины Арсеевой, чтобы через них найти нужные краски для Щедрина. Благодарен всем солистам за их невероятную отдачу – у меня осталось ощущение радости от наших творческих поисков и экспериментов.