Феникс музыковедения События

Феникс музыковедения

В Нелектории «Мелодия» представили переиздание книги Болеслава Яворского «Строение музыкальной речи»

Выход из печати музыковедческих трудов – всегда большое событие и радость для исследователей, а публикация ранее не публиковавшихся раритетов, представляющих сегодня особую ценность, – и вовсе исторический момент. Издательство «Композитор» при поддержке Российского музыкального союза и Союза композиторов России выпустило книгу Болеслава Яворского «Строение музыкальной речи». Фундаментальная научная мысль выдающегося теоретика прошлого века была написана еще в 1908 году и с тех пор ни разу не переиздавалась. Более того, книга и при жизни автора была напечатана не полностью и с путаницей глав. Работа Яворского так бы и пролежала под толстым слоем пыли, если бы не решительность шеф-редактора издательства «Композитор». Петр Поспелов в буквальном смысле занялся археологическими раскопками в Российском национальном музее музыки, обнаружил новые любопытные материалы, которые значительно расширили будущий труд. Но, пожалуй, главная его особенность и без преувеличения уникальность – это двуязычие. Музыковед, выпускник Московской консерватории, а ныне профессор консерватории в Пибоди (Балтимор) Ильдар Ханнанов перевел узконаправленный специфический текст Яворского на английский язык, благодаря чему с ним могут ознакомиться и западные исследователи. «Строение музыкальной речи» в новом виде представляет собой билингву, снабженную комментариями переводчика, таблицами, формулами, графическими рисунками: 340 великолепно сверстанных страниц!

Презентация книги Яворского прошла в Нелектории «Мелодия» и, собственно, оказалась приурочена к его открытию. Теперь у команды Российского музыкального союза и фирмы «Мелодия» есть свое уютное камерное пространство. «Мы создали этот Нелекторий для культурно-просветительских проектов, – пояснила пиар-директор «Мелодии» и генеральный директор Союза композиторов России Карина Абрамян. – Планируем проводить концерты, лекции, творческие встречи, образовательную программу». Не исключено, что и Нелекторий Петра Поспелова «Петя и волки» переедет из Музея Прокофьева в этот стильный зал, напоминающий одновременно и современный выставочный павильон (гостей встречает выставка фотографий Виктора Ахломова) и модную концертную площадку (в углу располагается рояль «Эстония», который привезли из Союза композиторов России). Встреча в Нелектории состоялась в закрытом формате и, что приятно, не выглядела как заседание теоретико-композиторского факультета. Перед началом гости могли пропустить бокал-другой просекко и душевно пообщаться с коллегами и друзьями по цеху. Как бы это пафосно ни звучало, но в Нелектории собрались действительно избранные – те, кому имя Яворского в разной степени было знакомо. Поразительно, но о Болеславе Леопольдовиче сегодня знают даже не все музыковеды (не говоря уже о музыкантах других специальностей). Как-то так сложилось, что студенты Московской консерватории до сих пор поклоняются другому богу гармонии, полифонии и анализа – Юрию Николаевичу Холопову (на которого, кстати, и повлиял Яворский). О несправедливом забвении выдающегося ученого в своем вступительном слове говорил и главный редактор журнала «Музыкальная академия» Ярослав Тимофеев. «Нам всем не мешает познакомиться с Яворским», – справедливо отметил он. Многим автор «Строения музыкальной речи» напоминает какого-то невидимого безмолвного фантома, не покидающего полки музыковедческих библиотек, или птицу Феникс из оперы Моцарта Così fan tutte, которой подобна женская верность, – свою остроумную аналогию Ярослав переформулировал так: все знают о его существовании, но никто его не видел.

В самом деле, изучать научную мысль Яворского – задача не из легких. Сложный язык повествования, больше похожий на набор кратких формулировок-тезисов, выводы без подробной аргументации, бесчисленные схемы, изобилие математических названий вроде «арифметической прогрессии», «пропорциональности» – все это неизбежно адресует «Строение музыкальной речи» лишь к увлеченным знатокам-специалистам. Так было всегда. Яворского не понимали и не принимали его идеи, казавшиеся в начале прошлого столетия чем-то эпатажным – в самом деле, зачем придумывать, например, двойные и тройные тритонные системы, когда уже давным-давно существует уже принятая, и почему революцию нужно совершать лишь в рамках мажора-минора? Не меньше вопросов вызывает целый список выведенных им интонаций: «автентическая», «полуавтентическая», «одночастная», «двучастная»… Впрочем, сегодня о важности идей Яворского никто и не будет спорить. В «Строении музыкальной речи», помимо создания собственной терминологии (теория ладового ритма) и в принципе иного подхода к закономерностям звуковых отношений, исследователь фактически затронул проблему музыкальной фонологии – то, чем несколько лет спустя под влиянием «Структурного анализа» Фердинанда де Соссюра будут увлекаться в своих сочинениях западные композиторы-авангардисты. «Яворский создал новую теорию музыкального языка, не порывая со старой, а собрав и аккумулировав все самое лучшее и ценное, что было в науке тех лет. Он российский, польский, украинский музыковед, а теперь мы хотим, чтобы он стал всемирным», – сказал Петр Поспелов на презентации.

В завершении встречи солистка Молодежной оперной программы Большого театра Анна Юркус под аккомпанемент пианистки Екатерины Вашерук исполнила музыку виновника вечера – «Три песни Мориса Метерлинка». В этих лирических миниатюрах ощущался дух стиля модерн, влияние Скрябина и, возможно, французских импрессионистов (хотя сам Яворский был учеником Танеева). Теперь было бы любопытно услышать и другие сочинения Болеслава Леопольдовича – «гигантской исследовательской лаборатории, воплощенной в одном человеке», как называл его музыковед Марк Арановский. Надеемся, что научно-просветительская экспедиция под руководством Карины Абрамян продолжит свое славное начинание, и вскоре в Нелектории нас будут знакомить и с другими неизвестными композиторами XX–XXI веков.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди