Осенью 1823 года в Москву приехали известные европейские артисты – гитарист, композитор, педагог Фердинанд1 Сор (1778–1839) и его молодая супруга, балетная танцовщица Фелицата Гюллень (1804–1874). Эти имена, известные сегодня в основном специалистам, в начале XIX века были на слуху у многих, искусству Сора рукоплескали Париж, Лондон, Берлин и Варшава. Семейный союз Фердинанда и Фелицаты стал причиной появления на свет замечательных балетов, ставших настоящим украшением московской и петербургской сцен.
В жизни Фердинандо Сора были падения и взлеты. Пытаясь найти свое «место под солнцем», музыкант несколько раз переезжал в разные города и страны. В 1813 году он оказался в Париже. Европа в это время заканчивала наполеоновские войны, но в победном всеобщем ликовании музыка Сора не привлекла к себе должного внимания. Его опера «Телемах на острове Калипсо», шедшая с успехом в 1797 в Барселоне, в Париже провалилась: критики сочли ее «слишком итальянской». В 1815 году Сор переезжает в Лондон, где находит признание как певец-пародист и гитарист. Вскоре он обращается к жанру балета, переживающего переходный период. Классическая эра балета заканчивалась, а новый, романтический балет еще не вступил в свои права.
В начале XIX века балет воспринимался не как последовательность танцевальных номеров, а скорее как пантомима, в которой герои пластически изображали сюжет, а также могли (правда, в виде исключения) петь и играть на музыкальных инструментах. Собственно, сами танцы выступали в роли дополнения к основному театральному действию. На смену ballet d’action (балет-действие) пришел «балет-пантомима». Эти хореографические представления были похожи на немую драму, в которой сюжеты известных народных сказок, романов, пьес или опер передавались через мимические жесты и сцены действия.
Наибольший успех, европейское признание, а также новую любовь принес Сору один из его первых балетов – «Сандрильона» (в современном русском переводе – «Золушка»). Трехактный балет был впервые исполнен в Королевском театре Лондона 26 марта 1822 года. Как и опера Россини «Золушка» (1817), это была сказка по версии Шарля Перро – доброй, волшебной истории с мирным счастливым финалом, хорошо вписывающейся в праздничную атмосферу балета. В либретто присутствуют Золушка, ее отец, мачеха и две сводных сестры. Фея Мелиза помогает героине попасть на бал в волшебной карете (в балете участвовали запряженные живые лошади, изображавшие единорогов), где она встречает принца. Дальше, как и положено, она убегает из дворца, теряет свою туфельку, по которой принц находит свою возлюбленную.
Хореографом «Сандрильоны» выступил знаменитый Альбер (псевдоним Франсуа-Фердинанда Декомба). Позднее балет был поставлен в Парижской Гранд-опера, где в течение 15 лет прошел 104 раза. Это свидетельствовало о большой удаче, поскольку более сотни представлений в Париже выдерживали считанные спектакли.
Спектакль также шел в театре «Ла Монне» в Брюсселе, где он был исполнен с огромным успехом 29 апреля 1823 года, а затем – целиком или частично – шел в течение следующих двадцати лет.
Первые постановки «Сандрильоны» прошли с участием знаменитых и опытных на тот момент балерин: в Лондоне блистала «Андалузская Венера» Мария Меркандотти, а в Париже – великолепная Лиза Нобле. Фелицата Гюллень исполнила главную роль чуть позже, но именно благодаря ей «Сандрильона» получила известность в России.
Практически сразу после парижских показов «Сандрильоны» Фелицате Гюллень предложили контракт в Москве, куда она отправилась со своим супругом Фердинандом Сором. Директор московских Императорских театров деятельный Ф. Ф. Кокошкин не жалел средств для привлечения европейских знаменитостей.
Оказавшись в Москве, Фердинанд и Фелицата активно занимаются карьерой. Фелицата танцует практически в каждом спектакле сезона 1823/1824 годов, а Фердинанд сразу едет покорять столицу империи – Санкт-Петербург. 5 декабря 1823 года состоялся концерт в честь именин князя С. С. Гагарина, на котором Сор своей игрой на гитаре поразил высшее общество столицы.
Эта активная деятельность почти сразу приводит талантливых супругов к успеху. Фелицата получает длительный и достаточно выгодный для себя контракт с Конторой Императорских театров, а Фердинанд остается востребованным театральным композитором и гитаристом-исполнителем в России.
Он много и с удовольствием работает – пишет новые дивертисменты, балеты для своей, как он называет ее в письмах, “ma Chére petite femme” («моя дорогая маленькая женушка»). Она не только блистает на сцене как первая танцовщица, но находит в себе талант балетмейстера-постановщика.
Следующий сезон, 1824/1825 годов, проходит в трудах и заботах. Московская публика дожидается открытия Большого театра, где должна выступить Фелицата Гюллень-Сор.
6 января 1825 года состоялось торжественное открытие заново отстроенного Московского Императорского Петровского театра (сейчас нам известного, как Большой театр), где триумфально была исполнена «Сандрильона», ставшая самым популярным балетом в Москве в сезонах 1824/25 и 1825/26 годов.
Российская премьера сказочного балета Сора «Сандрильона» стала знаковым событием в истории отечественной культуры. Успех был столь велик, что постановка была перенесена в Петербург и показана на Императорской сцене (вопреки обычной практике экспорта петербургских спектаклей в Москву). В определенной мере балет стал переходным звеном от волшебных представлений Ивана Вальберха к пышным сказочным балетам второй половины XIX века, среди которых вершинным достижением стала «Спящая красавица» П. И. Чайковского. Тринадцатилетняя история исполнения «Сандрильоны» в России (1823–1836) – важная веха для самоопределения жанра, переход от компилятивной музыкальной традиции к собственно цельному музыкальному спектаклю.
Пользовался успехом и второй балет Сора – «Альфонс и Леонора», впервые исполненный в бенефис Фелицаты 1 декабря 1824 года в Малом театре. Либретто балета, которое написал Анатоль Пети, основано на пьесе Ж.-Б.Мольера «Сицилиец». Сюжет представляет собой типичную комедию положений: испанский граф Альфонс влюбляется в Леонору, молодую воспитанницу дона Педро, который сам хочет стать ее мужем и получить богатое приданое. Через череду комических ситуаций Альфонс, притворившись художником, пишет портрет Леоноры. В суматохе он подменяет ее служанкой Розали, и влюбленные незамеченными уходят из дома дона Педро. В финале балета счастливая развязка: Альфонс и Леонора вместе, дон Педро дает согласие на брак, так как деньги, завещанные Леоноре, остаются у него. Даже второстепенные персонажи – служанка Леоноры Розали и слуга Альфонса Диего – тоже находят свою любовь.
Примечательно, что в этом балете композитор включил гитару в состав симфонического оркестра, которая, помимо вполне ожидаемой аккомпанирующей функции, исполняет роль солирующего инструмента. Сор поставил в партитуру собственные «Вариации на тему Моцарта» ор. 9.
Вершиной карьеры супругов Сор, их по-настоящему совместным детищем стал героический балет «Геркулес и Омфала». Либретто к этому балету написал тесть Сора, отец Фелицаты Жан-Батист Гюллень. Сюжет «Геркулеса и Омфалы» совсем не похож на древнегреческие мифы. Здесь Геракл борется за царицу Лидии Омфалу, которая выбирает себе жениха. Он побеждает на турнире принцев, жаждущих получить руку и сердце царицы. Рассерженные поражением, принцы собирают армию и нападают на страну, которой правит Омфала, но Геракл выигрывает финальное сражение и ведет Омфалу под венец.
На сцене происходит множество сражений, так любимых москвичами того времени, а в качестве специальных эффектов, усиливающих восприятие, на «сошедшем с небес» облаке появляются огненные символы.
Впервые балет был показан 16 сентября 1826 года в Большом театре Москвы на празднествах по случаю коронации императора Николая I. «Геркулес и Омфала» был принят московской публикой умеренно хорошо и на протяжении нескольких лет неизменно попадал в репертуар Большого театра.
В этом серьезном церемониальном балете можно увидеть признаки нового романтического стиля, притом что Сор пользуется музыкальными техниками предшествующих эпох. Например, он прибегает к полифонии и пишет в увертюре фугу, что было редкостью для балетных композиторов его времени, но стало применяться композиторами следующих поколений.
«Геркулес и Омфала» задумывался как очередной бенефис Фелицаты, но как прима-балерина она не приняла участие в этом балете, а осталась лишь постановщиком. Возможно, именно это событие послужило разладом в творческом союзе Фердинанда и Фелицаты. Доподлинно известно лишь то, что в 1827 году Фердинанд Сор покидает Россию, а Фелицата остается в Москве, принимает российское гражданство и становится одной из основательниц русской балетной школы, фактически возглавив балет Большого театра до 1839 года и воспитав плеяду талантливых танцовщиц.
Балеты и инструментальная музыка Фердинанда Сора, написанные во время его пребывания в России, создавались в период театральных реформ и смены парадигмы музыкального мышления, как музыкантов, так и публики.
Поиск новых музыкальных приемов привел к появлению целой плеяды виртуозов середины XIX века, таких как Ф. Лист и Н. Паганини. Их популярность отодвинула на второй план исполнителей предыдущей эпохи, стремившихся поразить слушателя точностью музыкальных форм, красотой и ясностью гармонических построений.
Фердинанд Сор, оставаясь приверженцем раннего классического направления в музыке, тем не менее во многом опередил время. Его творчество, перескочив через увлечения виртуозными исполнительскими техниками, стало во второй половине XX – начале XXI века чрезвычайно востребованным у исполнителей и педагогов-гитаристов. Стройные музыкальные построения, целостность форм привлекают к его произведениям все больше новых слушателей, и не случайно в XXI веке, помимо регулярно звучащих гитарных произведений, исполняются фрагменты балетов, опер и симфоний.
Перечисленные балетные партитуры – одна из вершин творчества Фердинанда Сора. Ошеломительный успех «Сандрильоны», последующие постановки «Альфонса и Леоноры», «Геркулеса и Омфалы» показывают эволюцию письма композитора, его кропотливую работу над каждым номером, незаурядное музыкальное мышление. Эти балеты представляют собой значительную художественную ценность и ждут своего постановщика.
1 Имя Сора, которое он получил при рождении, – Хосе Ферран Макарио Сорс-и-Мунтадес. Но он никогда не использовал свое «второе» имя, а первое писал по-разному, в зависимости от обстоятельств и страны, где он находился.