Фердинанд и Фелицата. История одного танца История

Фердинанд и Фелицата. История одного танца

Осенью 1823 года в Москву приехали известные европейские артисты – гитарист, композитор, педагог Фердинанд1 Сор (1778–1839) и его молодая супруга, балетная танцовщица Фелицата Гюллень (1804–1874). Эти имена, известные сегодня в основном специалистам, в начале XIX века были на слуху у многих, искусству Сора рукоплескали Париж, Лондон, Берлин и Варшава. Семейный союз Фердинанда и Фелицаты стал причиной появления на свет замечательных балетов, ставших настоящим украшением московской и петербургской сцен.

В жизни Фердинандо Сора были падения и взлеты. Пытаясь найти свое «место под солнцем», музыкант несколько раз переезжал в разные города и страны. В 1813 году он оказался в Париже. Европа в это время заканчивала наполеоновские вой­ны, но в победном всеобщем ликовании музыка Сора не привлекла к себе должного внимания. Его опера «Телемах на острове Калипсо», шедшая с успехом в 1797 в Барселоне, в Париже провалилась: критики сочли ее «слишком итальянской». В 1815 году Сор переезжает в Лондон, где находит признание как певец-­пародист и гитарист. Вскоре он обращается к жанру балета, переживающего переходный период. Классическая эра балета заканчивалась, а новый, романтический балет еще не вступил в свои права.

В начале XIX века балет воспринимался не как последовательность танцевальных номеров, а скорее как пантомима, в которой герои пластически изображали сюжет, а также могли (правда, в виде исключения) петь и играть на музыкальных инструментах. Собственно, сами танцы выступали в роли дополнения к основному театральному действию. На смену ballet d’action (балет-­действие) пришел «балет-­пантомима». Эти хореографические представления были похожи на немую драму, в которой сюжеты известных народных сказок, романов, пьес или опер передавались через мимические жесты и сцены действия.

Наибольший успех, европейское признание, а также новую любовь принес Сору один из его первых балетов – «Сандрильона» (в современном русском переводе – «Золушка»). Трехактный балет был впервые исполнен в Королевском театре Лондона 26 марта 1822 года. Как и опера Россини «Золушка» (1817), это была сказка по версии Шарля Перро – доброй, волшебной истории с мирным счастливым финалом, хорошо вписывающейся в праздничную атмосферу балета. В либретто присутствуют Золушка, ее отец, мачеха и две сводных сестры. Фея Мелиза помогает героине попасть на бал в волшебной карете (в балете участвовали запряженные живые лошади, изображавшие единорогов), где она встречает принца. Дальше, как и положено, она убегает из дворца, теряет свою туфельку, по которой принц находит свою возлюбленную.

Хореографом «Сандрильоны» выступил знаменитый Альбер (псевдоним Франсуа-­Фердинанда Декомба). Позднее балет был поставлен в Парижской Гранд-опера, где в течение 15 лет прошел 104 раза. Это свидетельствовало о большой удаче, поскольку более сотни представлений в Париже выдерживали считанные спектакли.

Спектакль также шел в театре «Ла Монне» в Брюсселе, где он был исполнен с огромным успехом 29 апреля 1823 года, а затем – целиком или частично – шел в течение следующих двадцати лет.

Первые постановки «Сандрильоны» прошли с участием знаменитых и опытных на тот момент балерин: в Лондоне блистала «Андалузская Венера» Мария Меркандотти, а в Париже – великолепная Лиза Нобле. Фелицата Гюллень исполнила главную роль чуть позже, но именно благодаря ей «Сандрильона» получила известность в России.

Практически сразу после парижских показов «Сандрильоны» Фелицате Гюллень предложили контракт в Москве, куда она отправилась со своим супругом Фердинандом Сором. Директор московских Императорских театров деятельный Ф. Ф. Кокошкин не жалел средств для привлечения европейских знаменитостей.

Оказавшись в Москве, Фердинанд и Фелицата активно занимаются карьерой. Фелицата танцует практически в каждом спектакле сезона 1823/1824 годов, а Фердинанд сразу едет покорять столицу империи – Санкт-­Петербург. 5 декабря 1823 года состоялся концерт в честь именин князя С. С. Гагарина, на котором Сор своей игрой на гитаре поразил высшее общество столицы.

Эта активная деятельность почти сразу приводит талантливых супругов к успеху. Фелицата получает длительный и достаточно выгодный для себя контракт с Конторой Императорских театров, а Фердинанд остается востребованным театральным композитором и гитаристом-­исполнителем в России.

Он много и с удовольствием работает – пишет новые дивертисменты, балеты для своей, как он называет ее в письмах, “ma Chére petite femme” («моя дорогая маленькая женушка»). Она не только блистает на сцене как первая танцовщица, но находит в себе талант балетмейстера-­постановщика.

Рисунок неизвестного художника в партитуре. Декорация I акта балета Ф. Сора «Альфонс и Леонора»

Следующий сезон, 1824/1825 годов, проходит в трудах и заботах. Московская публика дожидается открытия Большого театра, где должна выступить Фелицата Гюллень-­Сор.

6 января 1825 года состоялось торжественное открытие заново отстроенного Московского Императорского Петровского театра (сейчас нам известного, как Большой театр), где триумфально была исполнена «Сандрильона», ставшая самым популярным балетом в Москве в сезонах 1824/25 и 1825/26 годов.

Российская премьера сказочного балета Сора «Сандрильона» стала знаковым событием в истории отечественной культуры. Успех был столь велик, что постановка была перенесена в Петербург и показана на Императорской сцене (вопреки обычной практике экспорта петербургских спектаклей в Москву). В определенной мере балет стал переходным звеном от волшебных представлений Ивана Вальберха к пышным сказочным балетам второй половины XIX века, среди которых вершинным достижением стала «Спящая красавица» П. И. Чайковского. Тринадцатилетняя история исполнения «Сандрильоны» в России (1823–1836) – важная веха для самоопределения жанра, переход от компилятивной музыкальной традиции к собственно цельному музыкальному спектаклю.

Пользовался успехом и второй балет Сора – «Альфонс и Леонора», впервые исполненный в бенефис Фелицаты 1 декабря 1824 года в Малом театре. Либретто балета, которое написал Анатоль Пети, основано на пьесе Ж.-Б.Мольера «Сицилиец». Сюжет представляет собой типичную комедию положений: испанский граф Альфонс влюбляется в Леонору, молодую воспитанницу дона Педро, который сам хочет стать ее мужем и получить богатое приданое. Через череду комических ситуаций Альфонс, притворившись художником, пишет портрет Леоноры. В суматохе он подменяет ее служанкой Розали, и влюбленные незамеченными уходят из дома дона Педро. В финале балета счастливая развязка: Альфонс и Леонора вместе, дон Педро дает согласие на брак, так как деньги, завещанные Леоноре, остаются у него. Даже второстепенные персонажи – служанка Леоноры Розали и слуга Альфонса Диего – тоже находят свою любовь.

В. Баранов. Ф. Гюллень-Сор. Литография. 1826 год

Примечательно, что в этом балете композитор включил гитару в состав симфонического оркестра, которая, помимо вполне ожидаемой аккомпанирующей функции, исполняет роль солирующего инструмента. Сор поставил в партитуру собственные «Вариации на тему Моцарта» ор. 9.

Вершиной карьеры супругов Сор, их по-настоящему совместным детищем стал героический балет «Геркулес и Омфала». Либретто к этому балету написал тесть Сора, отец Фелицаты Жан-­Батист Гюллень. Сюжет «Геркулеса и Омфалы» совсем не похож на древнегреческие мифы. Здесь Геракл борется за царицу Лидии Омфалу, которая выбирает себе жениха. Он побеждает на турнире принцев, жаждущих получить руку и сердце царицы. Рассерженные поражением, принцы собирают армию и нападают на страну, которой правит Омфала, но Геракл выигрывает финальное сражение и ведет Омфалу под венец.

На сцене происходит множество сражений, так любимых москвичами того времени, а в качестве специальных эффектов, усиливающих восприятие, на «сошедшем с небес» облаке появляются огненные символы.

Впервые балет был показан 16 сентября 1826 года в Большом театре Москвы на празднествах по случаю коронации императора Николая I. «Геркулес и Омфала» был принят московской публикой умеренно хорошо и на протяжении нескольких лет неизменно попадал в репертуар Большого театра.

В этом серьезном церемониальном балете можно увидеть признаки нового романтического стиля, притом что Сор пользуется музыкальными техниками предшествующих эпох. Например, он прибегает к полифонии и пишет в увертюре фугу, что было редкостью для балетных композиторов его времени, но стало применяться композиторами следующих поколений.

«Геркулес и Омфала» задумывался как очередной бенефис Фелицаты, но как прима-­балерина она не приняла участие в этом балете, а осталась лишь постановщиком. Возможно, именно это событие послужило разладом в творческом союзе Фердинанда и Фелицаты. Доподлинно известно лишь то, что в 1827 году Фердинанд Сор покидает Россию, а Фелицата остается в Москве, принимает российское гражданство и становится одной из основательниц русской балетной школы, фактически возглавив балет Большого театра до 1839 года и воспитав плеяду талантливых танцовщиц.

Балеты и инструментальная музыка Фердинанда Сора, написанные во время его пребывания в России, создавались в период театральных реформ и смены парадигмы музыкального мышления, как музыкантов, так и публики.

Поиск новых музыкальных приемов привел к появлению целой плеяды виртуозов середины XIX века, таких как Ф. Лист и Н. Паганини. Их популярность отодвинула на второй план исполнителей предыдущей эпохи, стремившихся поразить слушателя точностью музыкальных форм, красотой и ясностью гармонических построений.

Фердинанд Сор, оставаясь приверженцем раннего классического направления в музыке, тем не менее во многом опередил время. Его творчество, перескочив через увлечения виртуозными исполнительскими техниками, стало во второй половине XX – начале XXI века чрезвычайно востребованным у исполнителей и педагогов-­гитаристов. Стройные музыкальные построения, целостность форм привлекают к его произведениям все больше новых слушателей, и не случайно в XXI веке, помимо регулярно звучащих гитарных произведений, исполняются фрагменты балетов, опер и симфоний.

Перечисленные балетные партитуры – одна из вершин творчества Фердинанда Сора. Ошеломительный успех «Сандрильоны», последующие постановки «Альфонса и Леоноры», «Геркулеса и Омфалы» показывают эволюцию письма композитора, его кропотливую работу над каждым номером, незаурядное музыкальное мышление. Эти балеты представляют собой значительную художественную ценность и ждут своего постановщика.


1 Имя Сора, которое он получил при рождении, – Хосе Ферран Макарио Сорс-и-­Мунтадес. Но он никогда не использовал свое «второе» имя, а первое писал по-разному, в зависимости от обстоятельств и страны, где он находился.

Убежище. Музыкальный мир Витольда Лютославского История

Убежище. Музыкальный мир Витольда Лютославского

К 110-летию со дня рождения композитора

Одиннадцать историй из кипарисового сундука История

Одиннадцать историй из кипарисового сундука

История 11. Музей, которого нет

Одиннадцать историй из кипарисового сундука История

Одиннадцать историй из кипарисового сундука

История 9. «С обещанием снова увидеться...»

Одиннадцать историй из кипарисового сундука История

Одиннадцать историй из кипарисового сундука

История 8. Друг Митька Стеллецкий