Фестиваль для людей События

Фестиваль для людей

В Абхазии стартовал XXII Международный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…»

Хибла Герзмава – одна из ведущих оперных певиц нашего времени. У нее многочисленная армия поклонников и по-настоящему широкая известность, а все ключевые вокальные события в России проходят либо по ее инициативе, либо с ее участием. Пожалуй, она даже «последняя из могикан», ведь культ настоящих примадонн, которые масштабом личности приковывают к себе всеобщее внимание, в современном мире, к сожалению, сходит на нет. Главное, в столь «громком» статусе Хиблы Герзмава нет ничего наносного: на сцене певица всякий раз подтверждает свое особое место в оперном искусстве. Ее и превозносят, и критикуют, но нельзя не заметить очевидный феномен – то, что в стиле других певиц выглядело бы наивным или пафосным, у нее всегда оборачивается обезоруживающей искренностью. И корни такого феномена – в ее собственных корнях: в самобытной красоте Абхазии, в уютном и гостеприимном городе детства Сухуме, в примерном родительском воспитании, в любви к родной земле. Традиционно свой фестиваль Хибла Герзмава посвящает Абхазии и родителям, а в этом году она также отдала дань памяти второму президенту Республики, сделавшему для людей много важного и доброго, Сергею Багапш.

Абхазский народ своей главной певице, прославляющей страну на весь мир, отвечает взаимностью. Большой гала-концерт в честь открытия XXII фестиваля «Хибла Герзмава приглашает…» возле набережной Сухума начинался при отличной солнечной июльской погоде, но свои коррективы в запланированную программу постепенно вносил дождь: ведущий концерта Юлиан Макаров обратился к публике с предложением аплодисментами проголосовать за сокращение концерта, но уходить никто не собирался. С одной стороны, это даже немного удивительно, потому что слушатели столкнулись с такими длинными и не совсем подходящими для формата open air полотнами, как ария хана Кончака из «Князя Игоря» Бородина и каватина Людмилы из «Руслана и Людмилы» Глинки, где завершение каждого из разделов провоцирует на преждевременные овации. С другой стороны, популярная классика действует на людей магнетически. Оперные «хиты» сами заставляют себя слушать, невозможно эмоционально не откликнуться, тем более если они хорошо исполнены.

Фестиваль проходит для людей и ради людей – можно много рассуждать о специфике академического вокала в условиях звукоусиления, а также о том, в какой степени южный климат влияет на голосовые аппараты артистов, но в конечном итоге никакие «нюансы» никому не мешали, все были счастливы от соприкосновения с классикой высшей пробы.

Оценку концерта с точки зрения критика, наверное, даже не совсем уместную в «курортном» контексте, можно ограничить обозначением лишь некоторых моментов. В качестве главного звездного гостя Хибла Герзмава пригласила Ильдара Абдразакова, которому президент Аслан Бжания специально к открытию фестиваля присвоил звание народного артиста Абхазии. В самом начале вечера именно Ильдар Абдразаков пел сложную для обладателя высокого баса арию Кончака, на которой собрать внимание публики вне спектакля довольно трудно, поэтому не удивительно, что гораздо эффектнее и блестяще прозвучала ария дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини. Игровую виртуозную каватину Фигаро из этой же оперы старательно, но не идеально исполнил лауреат I Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава, солист Мариинского театра Вячеслав Васильев. Вместе с ним из «обоймы лауреатов» на фестиваль приехала Екатерина Савинкова, чье колоратурное сопрано, наоборот, со временем стало звучать интереснее и увереннее. Еще одну молодую певицу, Зинаиду Царенко, представили публике крайне серьезно, возложив на нее громадную ответственность. Чуть меньше тридцати лет назад Хибла Герзмава из рук Елены Образцовой первой в истории получила Гран-при Конкурса имени Чайковского, а в прошлом году по итогам последнего проведения этого легендарного состязания символично «передала» почетный титул Зинаиде Царенко. Преемница, действительно, обладает редким богатым меццо-сопрано: сейчас, когда природа рождает преимущественно легкие голоса, она вполне убедительно озвучивает крепкий репертуар, однако еще чисто физически может далеко не все, а также ей пока недостает сценической харизмы и более детальной работы над художественным качеством интерпретаций.

Наконец, еще один гость фестиваля – тенор Сергей Скороходов. Не совсем понятно, почему он одновременно решил петь и арию Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского, и арию Каварадосси из «Тоски» Пуччини. Его голос уже больше приспособлен к «мощностям», чем к лирическим партиям, что было очевидно, когда он вполне сопоставимо с прекрасным уровнем хозяйки праздника звучал в дуэте Тоски и Каварадосси. Хибла Герзмава, конечно, задавала коллегам высокую планку, умея, как в лаконичной арии Адрианы Лекуврер из одноименной оперы Чилеа, так и в большой дуэтной оперной сцене держать внимание слушателей роскошным звучанием голоса и интересным музыкантским наполнением смысловых интонаций.

Дирижировать гала-концертом должен был Валерий Гергиев. Чувствовалось, как все ждали его долгожданный приезд в Абхазию, который пришлось перенести на лучшие времена по причине болезни маэстро. Валерий Абисалович, конечно, как обычные люди, дома в постели не болеет: он на работе в Мариинском театре, откуда, несмотря на неважное самочувствие, записал обращение народу и гостям Абхазии, сообщив, что по причине осложнений после перенесенной простуды врач запретил ему перелет. Симфонический оркестр тем не менее приехал в полном составе и дебютировал на фестивале. Можно было бы шутя предположить, что такой профессиональный коллектив справился бы и без своего худрука, но нет: выручить Хиблу Герзмава экстренно приехал дирижер Большого театра Антон Гришанин, с которым она уже проводила фестиваль в прошлом году. В исполнении оркестра вполне собранно и внятно звучал знаменитый Полонез из «Евгения Онегина», и аккомпанемент певцам «предоставлялся» вполне комфортный в плане агогики и темпов.

Одним словом, праздник музыки удался! Благодаря Хибле Герзмава микроклимат на Черноморском побережье каждое лето точно становится лучше: из года в год и уже много лет огромное количество людей собирается на площади возле Абхазского драматического театра, чтобы отвлечься от повседневной массовой культуры и послушать ту музыку, которая делает людей человечнее. Программа фестиваля при поддержке Президентского фонда культурных инициатив продолжится другими знаковыми событиями. Хибла Герзмава после концерта со своими ученицами, студентками ее класса в Московской консерватории, выступит с пианистом Олегом Аккуратовым, представив программу «Где-то далеко, в памяти моей…», также в середине августа к ней приедут «Мастера хорового пения» и Лев Конторович – концерт состоится в средневековом православном Бедийском соборе. Кроме того, запланирован джазовый вечер, концерты и мастер-классы в разных городах России, фестивальные гастроли в Китае.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»