ФЕСТИВАЛЬ, КОТОРОМУ ПОВЕЗЛО События

ФЕСТИВАЛЬ, КОТОРОМУ ПОВЕЗЛО

В подмосковном Музее-заповеднике «Горки Ленинские» прошел фестиваль JazzSeasons Игоря Бутмана

Фест в «Горках» в череде подобных мероприятий стоит особняком. Бутман и власти Подмосковья собирают «Джазовые сезоны» уже в пятый раз. Можно осмотреться и подвести первые итоги. Во-первых, open air проходит с безусловным успехом – поляна перед усадьбой была полностью заполнена. Ни одной бытовой проблемы при этом не возникло, но было очевидно: придет еще сотня-другая человек – и трудно будет всем. Во-вторых, мероприятие имело явно комфортную и позитивную ауру.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ – АВТОГРАФ ЗВЕЗДЫ

«Джазовым сезонам» повезло – со звуком, с публикой, имиджем и, главное, – с настроением. И очевидно, что это везение было делом рук человеческих. Фестиваль подчеркивал свой дух мелочами. Место проведения напомнило о себе по пути на концерт. Дети сидели на коленях у каменного Ленина, девушки-волонтеры показывали дорогу через лес – к усадьбе. Автограф у Бутмана кто-то ухитрялся получить уже на входе – на купленном тут же виниловом альбоме группы «Кино», в записи которого саксофонист участвовал в 80-х годах. Впрочем, и во время самих концертов Игорь Михайлович нередко выходил пообщаться со знакомыми и коллегами на дорожках парка, не отказывая желающим сфотографироваться. Этот «аттракцион» – фото с Бутманом – работал прекрасно.

Главной была музыка, и она оставила летнее, солнечное послевкусие. Джаз иногда просто обязан быть таким – умиротворяющим и убедительным. Концертную программу открыл Алекс Ростоцкий. Музыку его бэнда формировали разнообразные влияния от африканских и еврейских мотивов до европейского фьюжна. Ростоцкий известен и как живописец, его музыка креативная, мистическая, порой тоже словно рисует звуком – то пейзаж, то орнамент.

Далее выступал Валерий Сюткин. Уже объявляя его, Бутман говорил про Алексея Алексеевича Кузнецова – замечательного гитариста, мастера аккомпанемента, чей инструмент звучит, например, в фильмах «Жестокий романс» и «Семнадцать мгновений весны». Его участие в проекте Сюткина «Light Jazz» и, в частности, на альбоме «Москвич-2015», придают музыке ощущение свободы и качества. Кузнецов и аккордеонист Александр Мартиросов импровизировали, группа создавала тот радостный ритм – свинг, который и отличает классический джаз. На этом фоне роскошно выглядел и лидер, при том, что вокальных чудес «стиляга из Москвы» не демонстрировал и относился к этому весьма иронично. Но с такими музыкантами и ностальгическим репертуаром на грани джаза и эстрады сет Валерия стал одним из пиков феста, такой позитивной реакции от аудитории, неподростковой и разностильной, видеть не приходилось давно.

Бэнд исполнил «Почему, отчего…» Андрея Эшпая, «Август» Яна Френкеля. Сюткин, провозглашая формулу «Джаз – это когда интеллигентному человеку приятно!» (по аналогии с известным ироничным определением блюза – «когда хорошему человеку плохо»), исполнил «Московские окна» Тихона Хренникова, уравновесил географию репертуара вещью «Ленинградские мосты». Затем прозвучали «Как жаль», «Стильный оранжевый галстук» и другие хиты из репертуара группы «Браво» и «Ребята 70-й широты» Станислава Пожлакова. Валерий помахал парившему над народом квадрокоптеру с видеокамерой и исполнил в финале «Дорогие москвичи».

Затем играл ансамбль Давида Голощёкина – легендарного питерского джазмена-мультиинструменталиста, одного из самых звездных участников фестиваля. Голощёкин исполнял интеллигентную бодрую музыку, с ним выступила певица Юлия Касьян, которая начала сет с гершвиновской «But Not for Me». В этот день ждали выступление трио заокеанских гастролеров – Ларри Голдингс / Билл Стюарт / Питер Бернстайн, которое прекрасно вписалось в общее позитивное настроение. Американцы – импровизаторы, спокойные и мелодичные – установили на сцене орган и вызвали серьезную овацию.

Завершили первый день праздника Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр. «Дождь не придет!» – заявил бэндлидер перед выступлением, и это было похоже на приказ. Прогноз был не слишком оптимистичным, но даже погоду удалось уговорить. Небеса чуть побрызгали на публику и послушно просветлели. Оркестр же сыграл феерично и со множеством бисов. С Бутманом выступил и Голощёкин, когда-то давно давший молодому саксофонисту дорогу в джаз, и вокалистка Виктория Каунова.

ДЕНЬ ВТОРОЙ – ПРИТАНЦОВЫВАЯ

В воскресенье сначала выступало питерское Трио Андрей Кондаков / Владимир Волков / Гарик Багдасарьян – изысканно, свежо и виртуозно. Далее группа Under Influence отлично играла мейнстрим. Запомнилась вокалистка Василиса Мороз и мамочки с младенцами на руках, танцующие среди публики.

Бэнд – Олег Аккуратов (вокал, фортепиано) / Эдуард Зизак (барабаны)/ Сергей Корчагин (бас) / Евгений Побожий (гитара) –  играл джазовую классику, блестящую мелодию из «Умки», которая перешла в «O, Sole Mio», «Ничего на свете лучше нету», «Великолепная пятерка и вратарь» с блестящим соло саксофона. Аккуратов спел «Mister Magic» Гровера Вашингтона–младшего, группа показала, как она играет фанк, и разогрела публику перед следующими артистами.

Джазовые фестивали от подмосковного «Усадьба Джаз» до швейцарского «Монтрё» нередко включают в сет-лист поп-звезд, отбирая, естественно, музыкантов мастеровитых и творческих. Выбор команды «Джазовых сезонов» пал на второй день на московскую группу Guru Groove Foundation, исполняющую танцевальный джаз-фанк. А хедлайнером форума стал американский трубач Кристиан Скотт, по определению прессы, «архитектор нового коммерчески успешного джаз-фьюжна» – современный лидер стиля. В его звуке ритмы часто джаз-роковы, а соло, хотя и изобретательны, но не сложны для восприятия.

Именно безупречное мастерство и коммерческая ориентированность формируют облик новых звезд жанра. Можно тут вспомнить и Роберта Гласпера, приезжавшего в этом году на московский фестиваль «Триумф джаза». Их музыка нравится людям и устанавливает новые ориентиры для музыкантов.

Фестиваль преуспел и в показе новых направлений, и в доказательстве нужности людям мейнстрима. «Сезоны» давали возможность порисовать, поваляться под джаз на надувных ламзаках и биванах – ощущение комфорта было явным. Под эту музыку можно было просто гулять по парку, она создавала совершенно особое ощущение «умного» отдыха. Работало на атмосферу и множество маленьких детей, которых привели с собой фаны. Джаз в «Горках» лучше всего было слушать пританцовывая – это была не заумная и не занудная музыка, а создание хорошего тонуса – один из главных признаков стиля.

Гусары – молчать! События

Гусары – молчать!

В Мариинском театре поселилась «Летучая мышь»

Спляшем, Фрида, спляшем! События

Спляшем, Фрида, спляшем!

Владимир Варнава поставил в Мариинском театре «Быка на крыше»

Сказка против эпидемии События

Сказка против эпидемии

Новую сценическую версию оперы «Ночь перед Рождеством» Н.

Королева беженцев События

Королева беженцев

Фестиваль «Золотая Маска» стартовал серией трехдневных показов оперы «Дидона и Эней» Пёрселла на Новой сцене Большого театра