Эксперты журнала «Музыкальная жизнь», подводя итоги сезона 2023/2024, практически единогласно назвали разочарованием года обновленный вариант премии «Золотая Маска». Причин для такого вывода было много. После первой попытки реформировать премию ни критиков и журналистов, ни музыковедов с театроведами не пригласили принять участие в отборе театральных успехов, что в контексте истории «Маски» – нонсенс. Более того, на итоговом гала-концерте оказалось, что целый ряд номинаций было решено вообще не присуждать. Например, как в опере, так и в оперетте не выбрали лучших режиссеров, в балете не оказалось подходящей кандидатуры дирижера. Жюри не захотело называть удачным ни один из спектаклей, представленных оперными театрами, а также в номинации «Современный танец», не говоря уже о том, что ряд номинаций, таких как «Эксперимент», заранее были ликвидированы. Это ли не свидетельство серьезного кризиса?
Вместо критиков, которые много лет ездили по городам и весям и предварительно отсматривали гигантское количество спектаклей, на эту «вахту» заступили другие представители профессионального сообщества, из музыкального театра среди них – Дмитрий Вдовин, Вячеслав Стародубцев, Альбина Шагимуратова, Дмитрий Юровский, Алла Сигалова и другие уважаемые, но крайне занятые своими прямыми обязанностями и важными делами люди. Естественно, атмосфера вокруг «Золотой Маски» очень быстро и сильно накалилась. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, руководство СТД организовало конференцию в формате широкого общественного обсуждения дальнейшей судьбы Российской Национальной театральной премии.
Министр культуры РФ Ольга Любимова в приветственном слове сразу дала понять, что на фоне высказанных с разных сторон недовольств был риск и вовсе отказаться от дальнейшего проведения «Золотой Маски», но никто на такой шаг принципиально не пошел: «Не может так случиться, что не будет нашего главного театрального фестиваля, сегодня мы дорабатываем положение, чтобы реализовать как минимум три важных параметра – честность, объективность и профессионализм».
В ходе часовой панельной дискуссии были сформулированы четыре ключевые проблемы для обсуждения «шестью рабочими группами», участниками которых стали преимущественно члены жюри последнего созыва.
Структура «Золотой Маски»
Председатель СТД и президент «Золотой Маски» Владимир Машков отметил свою готовность к диалогу, но лично считает, что упразднить необходимо все номинации, то есть присуждать премию целесообразнее в целом за лучшие спектакли разных жанров. Эту тему продолжил директор Театра имени Вахтангова и по совместительству вице-президент премии Кирилл Крок: «Раньше часто получалось так, что режиссер, получая “Маску” за свою работу, забирает ее себе, и театр остается ни с чем. Эксперты и члены жюри, в свою очередь, буквально дрались, пытаясь никого не обидеть, рассуждая так: если этим дать за лучший спектакль, тогда других обязательно нужно поощрить хотя бы за режиссуру или лучшую роль. “Золотая Маска” должна объединить театральное сообщество, а не наоборот». Стоит отметить, что было бы гораздо интереснее и опять же честнее, если бы такие рассуждения оказались аргументированы конкретными случаями, но обошлось без перехода на личности. Кирилл Крок также ответил на вопрос о том, насколько этичны соревнования региональных театров с федеральными: «Их нужно уравнять». Каким способом и учитывается ли здесь разница бюджетов – осталось неясным.
Экспертный совет
Организаторы премии признают данную проблему и считают, что в экспертном совете, как и в жюри, должны быть все театральные специальности – все профессии, из которых складывается общее дело. Судя по всему, «избранных критиков» все же пригласят в новую жизнь «Золотой Маски». Едва ли не впервые Владимир Машков публично раскритиковал тех, кто занимался экспертизой в минувшую эпоху: «У нас больше не должно сложиться определенной группы людей, которые будут диктовать художникам и творцам, что и как нужно ставить».
Идеология
Начальник Управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков напомнил всем собравшимся, что новая «Золотая Маска» обсуждается в период проведения Специальной военной операции и культурной политики страны, акцентирующей сегодня важность традиционных ценностей: «Люди приходят в театр, чтобы пережить тот опыт, который не могут получить дома или на работе. И все участники театрального процесса должны осознавать ответственность за этот опыт. Если зрители увидят нечто шокирующее и, как следствие, впадут в депрессию или даже задумаются о том, чтобы покончить жизнь самоубийством, это будет ваша ответственность». Спикер назвал и конкретный «антипример», который, по его мнению, был ошибкой и невозможен сейчас в России – моноспектакль «Юдифь» (2021) на украинском языке в Доме радио.
Возвращение доверия к фестивалю
Еще одним важным изменением в концепции «Золотой Маски» стал тот факт, что премия осталась, а фестиваль как таковой закончился – на гастроли в Москву спектакли из регионов в последний раз не привозили. По словам Владимира Машкова, это было связано с утратой доверия государства и сокращением финансирования. Однако «доверие постепенно возвращается», поэтому Министерство культуры РФ поддерживает идею возвращения фестивального формата «Золотой Маски».
По итогам проведенной конференции и обсуждения упомянутых вопросов на очередном заседании СТД РФ, запланированном на ноябрь 2024 года, планируется принять новое положение о Премии и Фестивале «Золотая Маска». Конкурсный цикл сезона 2023/2024 будет проведен по текущему положению.