Стартовавший в 2007-м и базирующийся с тех пор на площадках Нижегородской консерватории, в этом году форум обрел имя легендарного баяниста и композитора Николая Яковлевича Чайкина, который теснейшими узами связан с Горьким – Нижним Новгородом. Здесь, в консерватории, музыкант проработал почти три десятилетия (1964–1993) и во многом определил неизменно высокий профессиональный уровень нижегородской баянно-аккордеонной школы.
Фестиваль традиционно заточен на представление лучших исполнительских сил российских регионов и тесный творческо-педагогический и методический обмен опытом между ними. Едва ли не главная идея фестиваля, которой поделились организаторы нынешнего форума, заключается в показе нового – идей, новых творческих исканий, сочинений: «Всем интересно разнообразие не только в самом музыкальном контенте, но и в команде музыкантов – исполнителей, композиторов, дирижеров, оркестров».
В этом году гостями праздника стали баянисты и аккордеонисты из Москвы, Петербурга, Казани, Ростова-на-Дону, Арзамаса. Нижегородскую школу представляла когорта замечательных музыкантов разных поколений, которые блестящей исполнительской командой завершили фестивальный марафон кульминационным концертом. По числу топовых представителей фестиваль вполне соответствовал международному статусу, что подтверждает и необыкновенная концентрированность событий, которые за пять бурных дней вместила Нижегородская консерватория.
Это сольные и оркестровые концерты; мастер-классы музыкантов международного уровня – заведующих кафедрами баяна и аккордеона Санкт-Петербургской и Казанской консерваторий Олега Шарова и Абузара Файзуллина, доцента Ростовской консерватории Юрия Шишкина, профессора Санкт-Петербургской консерватории Владимира Орлова; творческие встречи с педагогами и композиторами, активно работающими для баяна и аккордеона, – ректором Нижегородской консерватории Юрием Гуревичем, его коллегами, доцентами Сергеем Озеровым и Венедиктом Пеуновым, профессором РАМ имени Гнесиных Михаилом Имханицким, профессором Санкт-Петербургской консерватории Игорем Воробьевым.
Именно его вдумчиво-философская Фантазия для баяна и струнных «Отче…» (к 400-летию протопопа Аввакума) прозвучала на концерте-открытии фестиваля в исполнении признанного интерпретатора современной музыки Юрия Гуревича и камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» под управлением Владимира Онуфриева. В пандан к ней в тот же вечер состоялась еще одна нижегородская премьера – «Сны Каштанки» – музыка для камерного оркестра и чтеца по рассказу Чехова московского композитора Михаила Броннера, исполненная тем же оркестровым коллективом с участием баяна (Венедикт Пеунов), саксофона (Ольга Попова), балалайки (Михаил Ермолаев), рояля (Николай Гольцев) и ударных (Влас Иванюк). В роли чтеца выступал сам композитор, максимально экспрессивно подававший чеховский текст. Альянс слова и музыки создал неповторимую, «царапающую душу» театральную трагикомедию.
Траектория фестиваля, несмотря на хитросплетения организационных тонкостей, отмечена яркой драматургией, не лишенной внутренней интриги. Каждый день, наполненный встречами и творческими общениями, завершался концертом, имевшим индивидуальную концепцию и соответствующее название. В точке «золотого сечения» расположилась акцентная программа «Битва на дирижерских палочках». В этом заряженном соревновательной энергией концерте сошлись оркестры баянов и аккордеонов Нижегородской (дирижер – Венедикт Пеунов) и Санкт-Петербургской (дирижер – Иван Миняков) консерваторий.
Состоявшийся батл, сопровождавшийся неослабевающим вниманием слушателей, обозначил сильные стороны коллективов – тщательность и ювелирную выделку артикуляционных деталей, стилистическую точность оркестра-хозяина. В свою очередь, гости ответили размашистым штрихом, исполнительским азартом, преувеличенной динамикой, усиленной звучанием рояля, контрабаса и ударных, а также оправданной ориентированностью на концертный шоу-формат.
Форум познакомил публику и с молодым поколением амбициозных, талантливых представителей баянно-аккордеонного братства. Выступления Сайдаша Фахразиева (Казань), Александра Лукашевича и Матвея Кортикова (Нижний Новгород), Андрея Медведева (Арзамас) и студентов кафедры баяна и аккордеона Санкт-Петербургской консерватории добавили праздничной атмосфере задора, энергии и обаяния юности.
Помимо многих позитивных моментов, фестиваль заключал в себе немало профессиональных открытий. В который раз он подтвердил истину, ставшую уже почти аксиомой. В частности, о том, что баян и аккордеон в XXI веке – это инструменты, не столько связанные с фольклорным кодом, сколько признанные «герои» академической школы и полноправные участники композиторского поиска. В каждом из них заложен колоссальный художественный и технический потенциал, который охотно раскрывают современные композиторы.
В разнообразнейшей репертуарной палитре фестиваля слушатели ощутили максимальный плюрализм образных красок, технических возможностей и композиторских техник – необузданную страсть и поэтическую созерцательность, авангардную сложность и незатейливую простоту, головокружительную виртуозность и тончайшую задушевность.
Как оказалось, баяну, наряду с поиском новых приемов звукоизвлечения (имитирующих, скажем, ритмическую природу ударных постукиванием по меху или клавиатуре), не чужда и аутентичная манера, органично встраивающаяся в интерпретационные решения опусов XVII-XVIII веков. Стилистически убедительно и тонко прозвучали на заключительном концерте аранжировки клавесинных миниатюр Рамо «Курица» и «Танец дикарей» в исполнении Венедикта Пеунова.
Центром особого притяжения публики на фестивале стали сольные концерты. С программой «Академический баян» на сцене обновленного Большого зала выступил Юрий Шишкин, перешагнувший своим исполнительским авторитетом границы России. Известный баянист включил в сольное отделение сочинения современных отечественных авторов Вячеслава Семенова, Анатолия Ворона, Александра Цыганкова, Александра Тимошенко.
Юрий Шишкин – мастер крупной формы, ошеломляющей виртуозности, подкупающей искренности и взрывной эмоциональности. Его харизматичность проявилась и во втором отделении вечера, где совместно с Симфоническим оркестром студентов Нижегородской консерватории (дирижер – Борис Схиртладзе) баянист исполнил Aconcagua – Концерт для бандонеона с оркестром Пьяццоллы. Крещендирующая динамика финала и его неотвратимое, разрушительное продвижение, усиленное группой перкуссии, определили характер этой части как танго смерти.
Иное, но не менее вдохновляющее впечатление оставил московский баянист Семен Шмельков. Его интерпретация академической музыки отражала другой исполнительский подход и запомнилась максимально детализированным музицированием, камерной, взвешенной динамической подачей. Он одинаково убедителен как в исполнении современных миниатюр Марины Шмотовой, Ольги Чистохиной, Ирины Дубковой, так и в сложнейших аранжировках, в частности Вакханалии Сен-Санса из оперы «Самсон и Далила».
Эстрадное направление на фестивале представлял аккордеонист Сергей Осокин (Москва). Музыкант тяготеет к джазовой стилистике и умело реализует ее со свойственной ему непринужденностью и свободой, не теряя при этом технического перфекционизма и концертного азарта.
Гала-концерт воспитанников нижегородской баянно-аккордеонной школы «Посвящение маэстро… Навстречу юбилею профессора Виктора Голубничего» венчал фестивальный марафон. Голубничий – ученик Николая Чайкина, замечательный исполнитель, мудрый и терпеливый Учитель, без которого немыслима история баянного искусства Горького – Нижнего Новгорода.
Многие из его воспитанников вышли в этот вечер на сцену. В программе финала, как в зеркале, отразились лучшие стороны и мастерство нижегородских музыкантов – искрометность исполнительской подачи Геннадия Мамайкова; неудержимый темперамент и яркий артистизм Сергея Озерова; ритмическая гибкость и пластичность Андрея Медведева; интонационная выразительность и экспрессивность интерпретации Александра Лукашевича; проникновенность и сердечность высказывания Евгения Суслова; блестящая виртуозность и отточенность фактурной работы Матвея Кортикова.
В эффектной гирлянде сольных и оркестровых опусов музыкантов поддерживал один из лучших коллективов страны – Нижегородский русский народный оркестр имени В. А. Кузнецова (дирижер – Борис Схиртладзе), создавая неповторимую концертную атмосферу. В этот вечер слушатели осязаемо почувствовали силу преемственной связи поколений и значимость музыкально-исполнительской традиции.
«Мы были с вами искренни», – такими словами, обращаясь к публике, завершил праздник баянно-аккордеонного искусства Юрий Гуревич – тоже выпускник Виктора Голубничего. Вероятно, в этой невозможности эмоциональной фальши и кроется секрет неиссякаемой любви к баяну и аккордеону у исполнителей, композиторов и слушателей в нашей стране.