В гости к Чайковскому События

В гости к Чайковскому

Оркестр Musica Viva выступил на фестивале «Весна в Клину»

Дом Чайковского в Клину – гостеприимный центр притяжения с бурно кипящей концертной деятельностью. Совсем скоро, в июне, там развернется Международный фестиваль искусств П.И.Чайковского, в преддверии такого крупного действа традиционно проходит и другое событие – чуть более камерного масштаба, но как раз не этим ли и привлекающее наше внимание?

Фестиваль «Весна в Клину» проходит с середины 1960-х годов и ежегодно посвящается дню рождения Петра Ильича. В этом году он открылся 25 апреля романсами Чайковского и Рахманинова в исполнении солистов музыкального театра «Геликон-опера», а завершился выступлениями лауреатов Международного юношеского конкурса имени П.И.Чайковского.

Прочная, проверенная временем творческая дружба связывает Музей-заповедник с Московским камерным оркестром Musica Viva. Концерт именно этого коллектива всякий раз становится одним из кульминационных событий фестиваля.

«Мы с удовольствием приезжаем сюда каждый год, а от этого становится все труднее составлять новые программы», – обратился к слушателям художественный руководитель оркестра Александр Рудин. «Проблемы» с репертуаром для поклонников Musica Viva уж точно всегда остаются призрачными. Мало кто еще может предложить публике такой спектр жанров и стилей, многочисленных интересных солистов и разнообразных проектов.

Нынешний концерт в Клину не обошелся без репертуарного эксклюзива. Имя композитора Антона Аренского, наверное, многим знакомо, но широко ли известна его музыка? Творчество композитора оказалось оттеснено на дальний план его более яркими и успешными современниками.

Переписка и личные встречи с Чайковским оказали колоссальное влияние на формирование творческого почерка Аренского. Да, он многое воспринял от великого мастера, но, самое главное, благодаря собственному немалому таланту смог «продолжить» его в исключительно самобытной форме.

В исполнении оркестра Musica Viva прозвучал Второй квартет (1894) А.С.Аренского, посвященный памяти П.И.Чайковского. Ни много ни мало слушатели в этот вечер оказались на премьере новой версии квартета для струнного оркестра!

Мало того, что изначально композитор для достижения драматического образа интересно расставил тембровые акценты (партии скрипок сокращены до одной, а виолончелей наоборот стало две), впоследствии он сам, вероятно, желая полнозвучности, оркестровал вторую часть. Инструментовка первой части и финала – работа Александра Рудина.

Интуитивно квартет и раньше хотелось услышать в таком звучании: новая оркестровка получилась без фактурной перегруженности, внятной и логичной. Рудин, по существу, усилил не партитуру, а содержание – уникальный случай в художественной практике.

Музыканты осмысленно откликались на каждый точный жест дирижера, их профессиональный уровень позволил сыграть партитуру Аренского во всех деталях, со всеми нюансами.

Интерпретация – тонкая вещь, но всегда симпатизирует одно – то, что ключ к ней Musica Viva ищет в авторском замысле. Во втором квартете у Аренского поначалу сдержанная скорбь достигает огромной драматической силы. Развить эту идею спокойно и последовательно, как по единой восходящей линии, при этом еще и так эмоционально – завидное мастерство.

Во втором отделении прозвучал «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса, несущий уже совсем другую смысловую нагрузку… Зоологическая фантазия в этом сезоне уже исполнялась коллективом в Доме музыки на открытии абонемента «Серебряная классика»: произведение претендует быть своеобразным «хитом» в репертуаре оркестра.

Трактовка «Карнавала» в исполнении Musica Viva, с одной стороны, не содержит ничего экстравагантного (нет вездесущих визуализаций, театральных экспериментов), с другой, – соответствуя классической традиции, она органично подходит строгому и академичному стилю оркестра, профессиональный уровень которого позволяет обойтись без таких дополнений. Литературный текст, кстати говоря, читал сам Александр Рудин – с присущей ему сдержанностью и умением представить юмор и где-то даже сатиру самым деликатным образом.

Партитура Сен-Санса буквально пестрит остроумными приемами: здесь и звукоподражание, и комические несоответствия, неожиданные сочетания, игра с тембрами, звуками, паузами… Кажется, что для оркестра дело остается «за малым»? Но ведь еще нужно до предела усилить гротеск почти с первого номера, когда струнные «упрямо» повторяют одну интонацию, еще необходимо максимально похоже изобразить кудахтанье в «Курицах» и добиться трогательной тяжеловесности в «Слоне». Любая из подобных задач получается у музыкантов убедительно, с блеском и с потрясающим чувством юмора.

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону

Юбилей в кромешной темноте События

Юбилей в кромешной темноте

В ДК «Рассвет» отметили день рождения Леонида Десятникова