Фейерверк в честь Глинки События

Фейерверк в честь Глинки

Масштабный концерт «Глинка-гала» собрал более 2000 человек в Тульском кремле

Традиции проводить оперные проекты open air уже шесть лет. Так Тульская филармония восполняет ощутимый пробел – отсутствие собственного музыкального театра в городе. Конечно, можно сесть в «Ласточку» и за два часа с небольшим прибыть в Москву и посетить столичные оперные дома, но город, в котором за последние несколько лет произошли такие тектонические культурные сдвиги, уже заслуживает и собственного театра. Пока же филармония, где есть успешный симфонический оркестр, отличный хор, сама приобщает слушателей к оперной классике.

Как рассказала директор Тульской областной филармонии Елена Руднева, идеолог и организатор этого проекта, «в этом году четыре события составили фестиваль “Глинка-гала”, который встроился в программу “Музейное лето в Туле”, а идею отметить 220 лет классика русской музыки поддержало грантом Министерство культуры Российской Федерации».

О музыке в Туле говорил лектор Московской филармонии Ярослав Тимофеев, слушателей интерактивно вовлекали в театрализованное действо «Как на нашу землю музыка пришла»: фольклорный ансамбль «Услада» показал на Казанской набережной атмосферную программу о трех августовских праздниках – яблочном, медовым и ореховом Спасе.

Новым в концепции этого летнего музыкально-театрального фестиваля стало участие приглашенного оркестра. Тула уже принимала у себя в апреле Донецкий академический симфонический оркестр имени Прокофьева – в рамках проекта «Оркестр непокоренных», но теперь он приехал на два события. В прекрасном Колонном зале Дворянского собрания исполнили сочинения Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, а затем сыграли открытую репетицию и гала-концерт в составе сводного коллектива, объединившись с музыкантами Тульского филармонического оркестра.

Гостей приветствовала министр культуры региона Татьяна Рыбкина, подчеркнувшая важность коллаборации с новыми территориями: «Оркестр принимал участие во всероссийских проектах, посвященных 220-летию Глинки и 225-летию Пушкина. Это приобщение к русской культуре очень важно для нас. Мы приглашаем наших друзей еще раз приехать в Тулу, где их всегда ждут».

 

Импровизированный амфитеатр, воздвигнутый в центре Кремля, был заполнен до отказа – по статистике на репетицию и концерт пришло более двух тысяч человек, и еще больше 5000 смотрело трансляцию на интернет-ресурсах Тульской филармонии и телеканала «Первый Тульский». Дамы в возрасте со знанием дела обсуждали солистов. Имена баса из Мариинки Владимира Ванеева и тенора из «Новой Оперы» Алексея Татаринцева им были знакомы, а вот к молодым солисткам – сопрано Альбине Латиповой из Большого театра и меццо Анастасии Лимановой, стажеру Мариинки – они отнеслись настороженно. Но первые же сольные номера развеяли все опасения: голоса оказались у всех первоклассными, а филигранная работа звукорежиссеров позволила наслаждаться нюансами тембров и тонкой эмоциональной подачей.

Фактурному Владимиру Ванееву достались в этой программе разнохарактерные номера: хитроватый Мельник из оперы «Русалка» Даргомыжского, неудачливый ухажер Златогор из «Пиковой дамы», трагический злодей Грязной. Для каждого героя он нашел нужную интонацию, свой эмоциональный градус, так что неудивительно, что обаяние и мастерство мэтра российской оперы вызвали горячие овации публики.

Алексей Татаринцев в образе Богдана Собинина не только возбудил патриотические чувства, но и сразил стопроцентным попаданием на все верхние до и ре-бемоли. А в популярной арии Ленского был трогателен и прост. Альбине Латиповой, обладательнице нежного, приятного голоса, хотелось поаплодировать за ее безупречную технику. И виртуозные Каватина Людмилы и ария Снегурочки, и комическая партия Прилепы и патетическая Иоланта прозвучали легко, без всяких шероховатостей, с азартом. Но лично для меня открытием вечера стала четверокурсница Петербургской консерватории Анастасия Лиманова: произвели впечатление ее темперамент, молодая горячность, артистичность и, конечно, замечательные вокальные данные с бархатными грудными нотами и уверенными верхами. Ей достались партии «плохих девочек» – Лауры из «Каменного гостя» и Любаши из «Царской невесты», а также «брючные» арии – Вани из «Жизни за царя» и Миловзора из «Пиковой дамы», где, возможно, стоило бы сменить концертное платье на фрачную пару, чтобы визуально соответствовать этим героям. Украсило программу участие Тульского государственного хора (художественный руководитель – заслуженный артист Абхазии Александр Соловьёв, главный дирижёр – Алексей Зайцев), который хоть и не получил сольных номеров, но был активным участником многих оперных сцен. Запомнилась пастораль «Искренность пастушки» с симпатичной балетной интермедией филармонического ансамбля танца «Визави» (руководитель – Денис Васин): артисты в камзолах и красивых «а-ля XVIII век» платьях кружились перед сценой, создавая ощущение настоящего театра.

Два маэстро делили в этот вечер дирижерский подиум. Павел Солдатиков, приехавший с донецкими музыкантами, и главный дирижер Тульского филармонического оркестра Владислав Белоусов показали разный подход к работе с оркестром. Солдатиков предпочитает быть максимально сконцентрированным, даже суровым, что удачно резонировало с патриотическими страницами русской классики – номерами из «Жизни за царя», «Половецкими плясками» и вокальными фрагментами из «Князя Игоря» Бородина, а вот музыка к «Руслану и Людмиле» Глинке требовала чуть большей легкости и подвижности. Владислав Белоусов, улыбчивый и открытый, сумел создать из музыкантов двух оркестров единый организм – в какие-то моменты казалось, что они так и музицируют вместе, настолько четко был выстроен баланс групп, красиво звучали соло. На его долю в программе пришлись фрагменты из опер Римского-Корсакова и Чайковского, а также два масштабных симфонических полотна: увертюра из «Царской невесты» и помпезная Торжественная увертюра «1812 год» Чайковского, исполненная в полной версии с хором и колоколами. Батальная феерия стала ожидаемой кульминацией концерта и завершилась под всполохи фейерверка. «Глинка-гала» удался во всех смыслах, и люди расходились со словами благодарности, демократично подходя и к директору и сотрудникам филармонии, и к министру культуры Тульской области. Всех в этот момент объединяли радость и гордость – за тульских музыкантов, за прекрасный выбор солистов, за русскую музыку, которая вдохновляла артистов и публику.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»