Филипп Чижевский представит программу из музыки Моцарта и Рихарда Штрауса

21.01.2023
Филипп Чижевский представит программу из музыки Моцарта и Рихарда Штрауса

28 января дирижер Филипп Чижевский, известный приверженец исторически обусловленного подхода к интерпретации, сопоставит в одной программе сочинения, предельно контрастные по стилю, контексту возникновения и образному содержанию. Концерт в рамках персонального абонемента Государственного академического камерного оркестра России будет посвящен музыке Вольфганга Амадея Моцарта и Рихарда Штрауса.

Прозвучат два шедевра Моцарта, написанные венским классиком в зените славы. Фортепианный концерт ми-бемоль мажор (№ 14) композитор сочинил по заказу своей талантливой ученицы Барбары Плойер, дочери богатого лесоторговца. Говоря, что написанный для нее концерт «совершенно особого рода», автор имел в виду более камерный характер сочинения по сравнению с соседними «большими» концертами того же периода. Сольная партия, тем не менее, представляет значительную сложность для исполнителя, что говорит о высоком уровне пианистической подготовки заказчицы.

В концерте с ГАКО в партии солиста блеснет Арсений Тарасевич-Николаев – продолжатель известной музыкальной династии, внук выдающейся пианистки, композитора и педагога Татьяны Николаевой. После окончания Московской консерватории он стажировался в Италии, в 19 лет стал победителем конкурса имени А. Н. Скрябина, затем лауреатом состязаний пианистов в Кливленде, Сиднее и Бергене. С ярким молодым музыкантом заключили контракты фирмы звукозаписи Decca Classics и Universal Music, он получил приглашения в крупнейшие залы мира и на известные фестивали. Пресса писала о нем: «Его манера игры уже напоминает о грандиозном исполнительском стиле прошлого…»; «филигранная техника, прозрачность звуковой палитры, умение “петь” на фортепиано, ясность художественных намерений, точное понимание стиля – все это несомненные плюсы его исполнения…».

В продолжение программы под управлением Филиппа Чижевского будет исполнена Симфония № 38 («Пражская»), написанная Моцартом для столицы Богемии, где он был обласкан публикой и знатью и где с триумфом были поставлены его оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». Эта симфония стала своего рода вехой в симфоническом творчестве композитора, предельно насытившего «Пражскую» музыкальными идеями самого разного рода. Ее отличают щедрый мелодизм (во многом обусловленный хронологической близостью симфонии к «Свадьбе Фигаро»), остроумная игра контрастами, искусная контрапунктическая работа и принципиально новый подход к оркестровке, уравнивающий в правах струнные и духовые.

Филипп Чижевский: «Музыка Моцарта, безусловно, актуальна в любой момент. Она удивительно живая. Это совершенно неземной автор. Такое впечатление, что он всю свою жизнь порхал, не касаясь земли… В музыке этого композитора слышно абсолютно все. И Моцарта сложнее играть, чем, например, Бетховена. Мы балансируем на тонкой грани, и здесь уже дело вкуса исполнителя – как он сможет пройтись по этой ниточке. Для меня важно прежде всего соблюдение стилистических канонов. Но, мне кажется, мы должны раннюю музыку играть с позиции XXI века, потому что за все это время, включающее ХХ век, в музыке произошли мегатрансформации… И мы вполне можем смотреть на более раннюю музыку сквозь призму современных веяний. Неизвестно, что писал бы Моцарт сейчас, как бы развивалось его творчество в наши дни, а наша задача – куда-то толкнуть, направить этот корабль, а правы мы или нет, будут судить следующие поколения».

Этюд для 23 солирующих струнных инструментов «Метаморфозы» Рихарда Штрауса – полная противоположность жизнерадостной музыке Моцарта. Это сочинение, завершенное в 1945 году, стало откликом композитора на разрушительные последствия войны. Главным же импульсом к созданию «Метаморфоз» послужила бомбардировка Мюнхена – родного города композитора – в октябре 1943-го, в результате которой был разрушен оперный театр, где некогда шли премьеры опер Штрауса. По своему содержанию «Метаморфозы» напоминают и траурную оду (погребальную песнь по всей немецкой культуре, что объясняет аллюзии на музыку Вагнера, Баха, венских классиков), и элегическую поэму. В музыке пьесы развивается, претерпевая различные метаморфозы, мотив Траурного марша из «Героической симфонии» Бетховена.