29 ноября в Зале Чайковского продолжит свой абонемент ГАСО России имени Е.Ф. Светланова. Все концерты абонемента проходят под управлением Филиппа Чижевского, в прошлом сезоне ставшего художественным руководителем коллектива. Начав с монументальной Второй симфонии Малера, Чижевский продолжает цикл Четвертой симфонией Шостаковича – также одной из наиболее масштабных в творчестве композитора. Одновременно с нею создавалось другое знаковое произведение европейской музыки первой половины ХХ века – Концерт для скрипки с оркестром Альбана Берга, который откроет программу. Сольную партию исполнит Вадим Репин.
Шостаковича и Берга связывает многое: в 1927 году в Ленинграде молодой Шостакович слышал оперу Берга «Воццек», которая стала одним из источников вдохновения для его первой оперы «Нос». Исследователи находят немало пересечений и между операми «Лулу» Берга и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. У Скрипичного концерта Берга меньше общего с образным миром Шостаковича, чем у «Воццека» и «Лулу»; тем не менее важно отметить, что к прерванной на время работе над Четвертой симфонией Шостакович вернулся в начале осени 1935 года, когда Берг завершил концерт.
Если опера «Леди Макбет Мценского уезда» до появления статьи «Сумбур вместо музыки» и многолетнего запрета триумфально шла не только в СССР, но и во всем мире, то написанная вслед за ней симфония не успела прозвучать ни разу: премьера, запланированная на декабрь 1936 года, была отменена. Лишь четверть века спустя, в декабре 1961-го, по инициативе художественного руководителя Московской филармонии Моисея Гринберга первое исполнение Четвертой симфонии все-таки состоялось, дирижировал Кирилл Кондрашин.
С тех пор Четвертая заняла положенное ей место среди репертуарных сочинений Шостаковича, в то же время оставаясь среди них и одним из самых загадочных – с нетипичной конструкцией, в трех частях, из которых первая и третья длятся до получаса и сами по себе – почти симфонии.
В недавнем интервью «Музыкальной жизни» Филипп Чижевский называл Четвертую Шостаковича «антологией XX века» и сопоставлял ее по значимости с «Симфонией» Лучано Берио.