Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны

29 марта в Зале имени П.И.Чайковского состоится концерт в рамках абонемента «Другое пространство. Continuo». Прозвучат российские премьеры Скрипичного концерта Бернда Алоиса Циммермана и сочинения Оливье Мессиана «Озарения потустороннего». Также в программе – мировая премьера пьесы Юрия Каспарова «Остановилось время!» и «Ритуал» Альфреда Шнитке. Российским национальным молодежным симфоническим оркестром и Ансамблем Questa Musica дирижирует Филипп Чижевский. Солист – Даниил Коган (скрипка). Ведущий – Ярослав Тимофеев. В интервью Антону Дубину (АД) Филипп Чижевский (ФЧ) рассказал о формировании программы, особенностях письма Циммермана и Мессиана, а также о предназначении музыки в сегодняшние времена.


АД Когда и как вы открыли для себя музыку Бернда Алоиса Циммермана?

ФЧ В первую очередь я услышал оперу «Солдаты». Чуть позже – вокальную симфонию «Солдаты», представляющую собой сжатую версию оперы. Возникла интересная параллель с оперой Владимира Дешевова «Лед и сталь», которую я к тому времени уже знал, мы даже думали в какой-то момент о ее постановке («Солдаты» все же более серьезная и затратная история). В целом экспрессионистские, удручающие, темные сферы музыки Бернда Алоиса Циммермана мне созвучны: такая вечная «Катерина Измайлова», мы живем в подобной парадигме. В поздних, показательных в этом плане сочинениях Циммермана краски совсем сгустились, эти композиции представляют особую ценность. Однако в нашей программе более ранний опус – Концерт для скрипки и большого оркестра (1950), российская премьера. Инициатором здесь была Московская филармония. Как бы я охарактеризовал программу концерта 29 марта? Путь преодоления тягот жизни и – некоторое просветление, дарованный царский венец и блаженства на небесах. Путь Христа на Голгофу и последующее его Воскрешение. Концерт проходит во время Великого поста, и все сочинения, так или иначе, с этим связаны. И «Ритуал» Альфреда Шнитке памяти погибших во Второй мировой войне, и в особенности «Озарения потустороннего» Оливье Мессиана (российская премьера; этим сочинением мы завершим концерт). В тональность первого отделения вписывается и мировая премьера пьесы Юрия Каспарова «Остановилось время!» (победитель программы «Ноты и квоты» Союза композиторов России) для двенадцати голосов и шестнадцати инструменталистов на стихи Зинаиды Гиппиус.

АД В программе – Циммерман и Шнитке. Вы наверняка знаете о том, что полистилистика Шнитке во многом сформировалась под влиянием Циммермана? Была ли для вас важна эта композиторская связка при составлении программы концерта?

ФЧ Программа формировалась как калейдоскоп в диалогах с директором концертных программ Московской филармонии Елизаветой Левиной. Мы исходили из яркости музыки. Была идея включить в программу сочинение с солистом. Я хорошо знаю Скрипичный концерт Циммермана, он компактен, экспрессивен, его интересно слушать. «Ритуал» Шнитке (в этом году исполняется девяносто лет со дня рождения композитора) изначально добавился в программу из соображений тайминга, но впоследствии стало понятно, насколько он в программе неслучаен. Основным «блюдом» вроде бы планировался Мессиан, но сейчас уже сложно сказать, какое из «блюд» основное: все произведения выстроились в единую концептуальную линию. И Концерт Циммермана, в третьей части которого появляется страшная румба (как агонический оскал после трагической первой части и мистериальной второй), и «Ритуал» Шнитке – это отражение катастрофы.

АД Концерт Циммермана был написан в 1950-м. Российская премьера состоялась 74 года спустя. Почему, как вам кажется, она так запоздала?

ФЧ Здесь можно поразмышлять, почему Циммермана в принципе не так часто играют. Возможно, потому, что недостаточно радикален. Трагическое проигрывает радикальному…

АД …притом что вторая часть Скрипичного концерта написана в серийной технике. Циммерман обучался тогда на Международных курсах новой музыки в Дармштадте. Был знаком со Штокхаузеном, Булезом, Ноно – композиторами не просто другого поколения, но и кардинально иных устремлений. Полемизировал с ними в статьях. Возвращаясь к Концерту, скажу, что, на мой слух, в нем еще не сформировался в полной мере авторский стиль Циммермана – имею в виду полистилистику. Более показателен, если говорить о сочинении с солистом, Концерт для трубы с оркестром Nobody Knows the Trouble I See (1954) – додекафонный спиричуэл.

ФЧ Мне кажется, и в Скрипичном концерте полистилистика прослеживается довольно-таки явственно. Циммерман пишет блоками, и, если мы эти блоки воспринимаем отдельно, у нас есть отсылки к разным стилистическим направлениям и композиторским фантазиям. Композитор ведь сначала фантазирует и только затем конструирует.

АД А что вы скажете о манере письма Оливье Мессиана?

ФЧ Он играет с темпами, помещает это в четкие временные рамки, но не играется с тайминговым радикализмом. Это присуще более поздней музыке, когда некоторые композиторы специально «добивают» слушателей, растягивая сочинение во времени. Мессиан добивается результата (и потрясающего!) другими способами, в частности, тембральными. Он в этом смысле как Бах. У него четкая структура, а мысль настолько сильна, что ему не нужны внешние эффекты.

АД Планируете ли вы когда-либо сыграть «Реквием по юному поэту» Циммермана?

ФЧ С этим опусом я пока не на короткой дистанции. Но вот вы спросили, а я сейчас возьму и себе запишу. Может быть, когда-нибудь. Но, как правило, если я сыграл какого-то композитора такого плана, то резко – в следующем сезоне – к нему не возвращаюсь. Хотя вокальную симфонию «Солдаты» я с удовольствием взял бы в следующий сезон. Но это полнейшая катастрофа, если говорить о сути, и экстремально сложные вокальные партии.

АД Не могу не спросить, и на примере Циммермана также: насколько вам важны биографические подробности и особенности того или иного композитора?

ФЧ Для меня первична музыка, которая должна быть убедительна с точки зрения звуковой информации.

АД Каково предназначение музыки сегодня?

ФЧ Быть «соломинкой», поддерживать. Даже слушательски тяжелая музыка, на самом деле, спасительна. Композиторам, ее писавшим, зачастую было хуже, чем нам. Об этом важно не забывать. Как хороший священник – всегда скажет, что он много хуже, чем беседующий с ним прихожанин, и таким образом вселит надежду.