Один из самых именитых и востребованных музыкантов наших дней Филипп Херревеге дважды записывал духовную кантату Клаудио Монтеверди на богослужебные латинские тексты, предназначенную для исполнения на вечерне в Богородичные праздники, – и оба раза с основанным им в 1970 году коллективом Collegium Vocale Gent. Самая свежая запись его не разочаровала. С этим составом он принял участие в Musikfest Berlin. В концертном исполнении дирижер, уроженец Гента, представил это произведение уже более пятидесяти раз. Франциска фон Буссе (ФБ) расспросила маэстро о том, почему в XXI веке современный человек должен послушать посвященную папе римскому Павлу V тринадцатичастную «Вечерню» Монтеверди.
ФБ Для современной публики «Вечерня пресвятой Богородицы» – образец старинной музыки. Как вы думаете, какое впечатление произвело это сочинение Монтеверди на первых слушателей?
ФХ С одной стороны, Монтеверди написал «Вечерню» на латыни в традиционном стиле Палестрины, старомодном, так сказать, но также и в чрезвычайно современной технике вокальной композиции seconda pratica, с индивидуальными виртуозными голосами. Это, пожалуй, можно сравнить с Мессой си минор Баха. Когда слушаешь ее сегодня, кажется, что музыка образует великое единство, и в некотором отношении так оно и есть, но для Баха и его времени это была одновременно и старинная, и новая музыка Италии, Франции и Германии. «Вечерню пресвятой Богородицы» мы также воспринимаем сегодня как единство, но на самом деле Монтеверди объединил все стили в блестящей композиции. Мы видим в ней логику, но, вероятно, для слушателей того времени она была невероятным новшеством.
ФБ Изданное в 1610 году, как первоначально исполнялось это сочинение?
ФХ Музыковеды все больше склоняются к мысли, что в «Вечерне» на одну партию приходился один певец. Однако многое зависело также от финансовых возможностей заказчиков, которые хотели услышать произведение, а это могли быть как и маленькие частные капеллы, так и большие храмы. В Мантуе, городе, где Монтеверди и написал «Вечерню», она могла исполняться только на частной службе (на титульном листе партитуры указано, что духовная кантата предназначалась для часовен и герцогских покоев), и ее слушатели были очень узким кругом избранных, обладающих знаниями в музыке и литературе.
ФБ Что помогает вам решать многочисленные вопросы, связанные с исполнением этого сочинения?
ФХ В первую очередь важно иметь под рукой надежный нотный текст, а также правильную вспомогательную литературу, в которой можно почерпнуть многое из того, что пригодится на практике. Кроме того, сами музыканты могут многому научить, поэтому мне очень нравится работать с теми, кто погружен в стили старинной музыки. Конечно, обращение к авторам разных эпох помогает мне совершенствоваться как дирижеру. В свои двадцать с небольшим мне удалось принять участие в исполнении вступительного хора Мессы си минор Баха, и тогда мне показалось, что это было бесконечно долго и невероятно сложно. А на самом деле вся часть занимает всего около двенадцати минут. Если же вы дирижируете симфонию Брукнера, то в этом случае одна часть может занять до получаса, и за это время вы должны создать архитектурное звучание. Так что все познается в сравнении. А так, любой профессиональный музыкант должен опираться на опыт, сотрудничество со специалистами, изучение специальной литературы и безукоризненное знание произведения.
ФБ Что для вас значит текст «Вечерни»?
ФХ Либретто кантаты составлено из библейских и гимнографических богослужебных текстов. Они очень сложны. Безусловно, очень важно, чтобы все певцы понимали смысл того, о чем они поют. В детстве я каждый день ходил на мессу, я знаю все эти тексты наизусть, но нужно также погрузиться в их богословский смысл. К счастью, певцы, с которыми я работаю, настолько хороши, что в этом плане не возникает никаких проблем.
ФБ Почему вы решили добавить григорианское пение, так называемые антифоны, когда многие исследователи говорят, что мотеты Монтеверди должны заменить антифоны?
ФХ Музыковеды расходятся во мнениях по этому вопросу, и у меня также нет однозначного ответа на него. Но я нахожу эту григорианскую музыку потрясающе красивой; я немного ненаучен.
ФБ Как вы думаете, что представитель XXI века может извлечь из исполнения «Вечерни» Монтеверди?
ФХ Если она звучит хорошо, то аудитория – не только люди, которые знают ее и пришли специально ее послушать, – находится под своего рода гипнозом. Чем лучше музыка, тем более гипнотической она может быть, и это на самом деле загадка – почему хорошо сделанный контрапункт оказывает более сильное воздействие, чем неинтересный? И плюс к этому чем больше вы проникаетесь к чему-либо, тем больше понимаете, и тем больше вероятность того, что вы испытаете переживание.
Перевод Юлии Чечиковой