В фондах «Мелодии» хранятся несколько записей оперы «Мазепа» Чайковского, каждая из которых отмечена участием выдающихся музыкантов. Предлагаемая запись была осуществлена в рамках грандиозного проекта «Полное собрание сочинений Чайковского в грамзаписи». В ней участвуют Владимир Валайтис, Ирина Архипова, Тамара Милашкина, Евгений Нестеренко, Владислав Пьявко и другие знаменитые солисты Большого театра. За пультом – Фуат Мансуров. Около 40 лет он дирижировал в Большом театре русским и зарубежным оперным репертуаром.
Среди девяти опер Чайковского «Мазепа» занимает особое положение. В 1881 году композитор увлекся сюжетом поэмы Пушкина «Полтава», в котором драматические события петровской эпохи и история предательства украинского гетмана Мазепы переплетаются с коллизией взаимоотношений Мазепы и семьи Кочубея. Но ни одно крупное сочинение не давалось ему ценой такого труда и сомнений. Несколько раз Чайковский бросал начатое, коренным образом переделывал либретто, и лишь два года спустя опера была закончена.
При жизни композитора «Мазепу» ждал более чем скромный успех, лишь в ХХ столетии раскрылось неповторимое своеобразие этого сочинения – благодатного и при этом чрезвычайно сложного для воплощения на сцене. В опере «Мазепа» акценты смещены в сторону личной драмы – любовь юной Марии к старому гетману у Чайковского подобна демоническому року. Но сольные и ансамблевые сцены чередуются с масштабными, эпическими по характеру хоровыми картинами. Подлинной кульминацией оперы стал финал второго действия (сцена казни Кочубея) – одна из вершин русской оперной драматургии XIX столетия.
Запись также доступна на цифровых платформах – Apple Music, Deezer.