Florence Adooni <br> A.O.E.I.U. <br> Philophon Релизы

Florence Adooni
A.O.E.I.U.
Philophon

Рассказ о дебютном альбоме «королевы фрафра-госпела» Флоренс Адони из Ганы нужно начать, сказав несколько слов об истории лейбла Philophon Records, благодарю которому эта пластинка, как и еще десятки превосходных африканских записей, увидели свет. За этой звукозаписывающей студией стоит немецкий барабанщик и продюсер Макс Вайссенфельдт, имя которого, должно быть, отлично знакомо всем, кто давно интересуется фанк-музыкой: еще в 1990-х музыкант основал The Poets of Rhythm – коллектив, одним из первых в Европе начавший пропагандировать корневое дип-фанковое звучание – музыкальное движение, с годами превратившееся в глобальный феномен. На счету Вайссенфельдта также работа с основателем американского Daptone Records Гэбриэлем Ротом, стоящим за музыкой Шэрон Джонс и Чарльза Брэдли, многолетние выступления с легендами краут-рока и эфио-джаза Embryo, записи с Доктором Джоном и Ланой дель Рей, а также собственные проекты – The Whitefield Brothers, Syrup и другие.

Интересы Вайссенфельдта всегда выходили за привычные жанровые рамки, и особенно его интересовала всевозможная этника – западноафриканская полиритмия, индонезийский гамелан, эфиопская тизита, индийские раги, арабские макамы и, конечно, джаз в его экзотических и экспериментальных проявлениях. В 2010-м Макс впервые оказался в Гане, влюбился в эту страну и ее музыку. В итоге лейбл Philophon, ранее базировавшийся в Берлине, окончательно переехал в Кумаси – столицу региона Ашанти. За пятнадцать лет на лейбле вышло много отличнейших релизов, он превратился в одну из лучших студий, исследующих традиции «Черного континента». Благодаря опыту и видению Вайссенфельдта местные самородки приобретают форму настоящих алмазов. Флоренс Адони – одна из их числа.

Вокалистка представляет племя фрафра – трехсоттысячную народность, обитающую на севере Ганы, рядом с границей с Буркина-Фасо. Именно здесь появился «фрафра-госпел» – чудесный синкретический жанр на стыке привезенного белыми колонизаторами церковного госпела и древней музыки фрафра. Philophon неоднократно обращался к жанру – здесь вышли два альбома вокалиста Алогте Охо и пластинки исполнителя на традиционной лютне колого Guy One. Голос Флоренс Адони впервые прозвучал как раз на этих записях – особенно запомнился Estre – большой хит Guy One. Позже были совместные записи с большим другом Philophon финским визионером Джими Тенором и несколько уже собственных семидюймовок, мгновенно разошедшихся среди коллекционеров регги и фанк-музыки. И вот наконец полноценный дебют.

На A.O.E.I.U. (cокращение от An Ordinary Exercise in Unity) звучит этот самый фрафра-госпел, который благодаря талантам Вайссенфельдта, выступившего одновременно продюсером и соавтором альбома, оказывается обрамлен в изысканную оправу из этно-джаза, хайлайфа, афро-бита и футуристичного электро-фанка. Заглавная композиция A.O.E.I.U. звучит десять минут, в которые уместились и задумчивый спиричуэл-джаз, и порывистый хайлайф, и даже поэтический эмбиент-фрагмент в финале – получился эпический триптих, на котором, ко всему прочему, творческие долги Адони возвращают флейта и саксофон Джими Тенора. На альбоме семь композиций, и ни одну из них нельзя назвать проходной. Стремительный аптемпо-фанк Vocalize My Luv звучит как что-то из репертуара английских фьюче-джазовых классиков 4hero и Bugz in the Attic, а полная кислотного баса и электронных клавишных вещь Otoma Da Naba пропитана влиянием уже детройтской школы. На O Yinne Te San Tue! слушателя ждет первоклассный афро-бит, пропитанный фирменной «тониалленовской» ритмикой, а завершается альбом протяжной афробалладой Fo Yelle, звучащей как оммаж еще одному музыкальному герою Ганы – Эбо Тэйлору.