Фонд Николая Каретникова и Московская консерватория представляют первый концерт из цикла «MUSICA SACRA NOVA»

27.01.2022
Фонд Николая Каретникова и Московская консерватория представляют первый концерт из цикла «MUSICA SACRA NOVA»

На концерте «MUSICA SACRA NOVA. ДУХОВНАЯ МУЗЫКА ВТОРОГО АВАНГАРДА» будет представлена программа из хоровых сочинений композиторов-нонконформистов Николая Каретникова, Альфреда Шнитке, Арво Пярта, Валентина Сильвестрова и Николая Сидельникова. Эти произведения в России исполнялись чрезвычайно редко (за исключением «Трех духовных хоров» Альфреда Шнитке). Впервые они будут представлены в рамках одного вечера. Со вступительным словом выступит поэт, филолог и переводчик Ольга Седакова.

Музыка много веков выполняла служебную функцию в религиозных культах и преимущественно развивалась как церковная и обрядовая. В Новое и Новейшее время духовная музыка выходит из соборов и храмов, а композиторы начинают создавать свои опусы в диалоге с Абсолютом вне служебной функции. Цикл концертов Фонда Николая Каретникова «MUSICA SACRA NOVA» (новая священная музыка — лат.) посвящен сакральной музыке последних 120 лет в самом широком прочтении этого понятия. В программе цикла — как произведения духовных и церковных жанров, так и камерные, симфонические произведения, а также произведения нового музыкального театра. Первый концерт цикла «MUSICA SACRA NOVA» 16 февраля 2022 года посвящен уникальному явлению в русской советской культуре второй половины ХХ века ― духовным сочинениям композиторов Второго авангарда. 

Тема священного в произведениях советского неофициального искусства второй половины ХХ века будет представлена и в сопроводительной выставке «ARS SACRA NOVA. МИСТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ХУДОЖНИКОВ-НОНКОНФОРМИСТОВ» (Выставочный зал консерватории, 16 февраля – 9 марта) и станет главной темой дискуссии «MUSICA SACRA NOVA. ДУХОВНАЯ МУЗЫКА ВТОРОГО АВАНГАРДА» (Конференц-зал консерватории, 16 февраля в 14:00). 

Многие композиторы, художники и поэты-нонконформисты в СССР были глубоко верующими людьми, разными путями пришедшими к вере и разговору о Боге. Их позиция определялась не политическим диссидентством, а напряженной внутренней жизнью вопреки советской реальности, исключающей инакомыслие. 

В программе концерта 16 февраля — сочинения композиторов-шестидесятников самых разных эстетических платформ, условно объединенных термином «Второй русский авангард». Их творчество пронизано общими темами: личным приходом к вере в советское время, возрождением интереса к прерванной традиции религиозно-философской мысли и религиозного искусства как такового. Композиторов объединяют глубоко личное прочтение священных текстов и миксты из их служебных и неслужебных вариантов: Псалтыри, Ветхозаветных книг пророков, Евангелий, их причудливые сочетания с духовным стихом и даже с фольклорными текстами. 

Концерт откроет для широкой аудитории лучшие и малоизвестные сочинения в духовных жанрах музыки, звучащей как в храмах, так и на концертных площадках. В этих композициях воссоздан генетический код, определяющий нашу культурную идентичность, позволяющий сказать, что большинство произведений Второго русского авангарда ― образцы нового христианского искусства, о запросе на которое говорят последние десятилетия. 

Инициатор концерта ― Фонд Николая Каретникова, соорганизаторы ― Научно-творческий центр церковной музыки при кафедрах хорового дирижирования и истории русской музыки МГК имени П. И. Чайковского и Научно-творческий центр современной музыки МГК имени П.И. Чайковского. Проект осуществляется при поддержке Музея Анатолия Зверева (Музея AZ) и Союза композиторов России.

Антон Каретников, исполнительный директор Фонда Николая Каретникова: «В первом концерте цикла мы сделали самый очевидный, но необходимый для начала разговора о новой сакральной музыке ход: обратились к отдельно стоящему в русской культуре явлению — духовным песнопениям Второго авангарда. Великие создатели новой музыки в ХХ веке не боялись больших тем, не боятся их и многие наши современники. Николай Каретников считал, что вся великая музыка написана в диалоге с Богом. Нам кажется очень интересным учиться и сегодня слушать и слышать этот разговор, который каждый композитор ведет на своем языке».