Мог ли семнадцатилетний паренек из Огайо Дэйв Грол, игравший по клубам Вашингтона на барабанах, даже в самых смелых мечтах предполагать, что станет одним из основоположников нового стиля гранж? Вряд ли он предполагал, что путь между клубной известностью и международным успехом займет не так уж много времени, и довольно скоро Грол сам превратится в одну из самых ярких, результативных и обсуждаемых фигур мировой рок-музыки.
Своими главными учителями он называет Джона Бонэма (Led Zeppelin) и Нила Пирта (Rush). Это что касается барабанов, но и про гитару Грол тоже никогда не забывал. Тем не менее именно его барабанами украшены все альбомы Nirvana.
Когда в 1994-м главный «движок» группы Nirvana Курт Кобейн решил, что ему нечего больше делать на этой планете, Дэйв, некоторое время погоревав, взялся за дело. Благо сольного материала у него хватало. В Nirvana идеи реализовывались лишь частично, а кассетные магнитоальбомы вряд ли можно было расценивать как полновесный сольный релиз. С осени 1994-го по лето 1995-го Дэйв успел отыграть несколько концертов с Pearl Jam (еще одной иконой стиля гранж) и даже сессионно поработать в студии с легендарным Томом Петти и его Heartbreakers. Петти, кстати, предлагал Дэйву остаться в группе, но Дэйв благоразумно отказался. Кто знает, возможно, идея полновесного сольного проекта Foo Fighters уже крутилась у него в голове?
Наверняка крутилась, ибо уже в июле 1995-го вышел Foo Fighters – дебютный одноименный альбом новой группы Дэйва Грола, на тот момент еще «экс-барабанщика Nirvana». Внимание публики проект привлек сразу, и с тех пор на отсутствие интереса музыканту жаловаться не приходится. Второй и третий альбомы группы, выпущенные в 1997 и 1998 годах, заняли ведущие строки в мировых чартах, с такими хитами, как Monkey Wrench, My Hero (1997) и Learn to Fly (1998). Именно за Learn to Fly группа получила свою первую статуэтку Grammy, а всего таких статуэток у группы десять.
Музыкальный талант Дэйва и его любовь к корневому рок-н-роллу, его бесконечная преданность знаковым музыкантам золотой эпохи жанра – Джимми Пейджу, Джону Полу Джонсу, Полу Маккартни, которые часто присоединяются к нему на сцене, в связке с его панковско-гранжевым личным опытом, позволили создать удачный музыкальный сплав. На выходе это сплав постгранжевого и постпанковского звучания со «старорежимным» аналоговым, или как это нынче принято говорить, «теплым, ламповым» звуком. Такое сочетание позволяет Foo Fighters создавать «незабитые» гитарные риффы и мелодические ходы, и ощущение того самого сырого звука, которым славились рок-группы 60–70–х годов XX века. Немалую роль в этом сыграла и легендарная студия Sound City, с ее аналоговым оборудованием. Грол настолько влюблен в эту «звуковую Мекку» рок-н-ролла, что даже снял про нее в 2015 году отличный одноименный документальный фильм.
К 2011 году группа Foo Fighters подошла со значительным багажом музыкального материала, несколькими бесспорными хитами и с узнаваемым с первых аккордов собственным стилем. Именно в 2011-м был выпущен седьмой альбом, Wasting Light, ставший, на мой взгляд, вершиной музыкального и поэтического творчества Дэйва Грола. Следующие два альбома – Sonic Highways (2014) и Concrete and Gold (2017) лишь подтвердили незаурядный талант Грола-сочинителя и высочайшее качество игры Грола-гитариста и его замечательных коллег. Невероятное количество живых концертов, участие Дэйва в куче сайд-проектов, его доброжелательность в отношениях с другими группами и музыкантами – все это логично работает на позитивное отношение к нему со стороны музыкальной индустрии, коллег и поклонников. Одно только согласие приехать в маленький итальянский городок Чезена и дать там концерт, после того как местные энтузиасты устроили флэшмоб (1000 музыкантов одновременно исполнили Learn to Fly), подтверждает статус Дэйва и компании.
К своему 25-летнему юбилею группа Foo Fighters подошла с десятым студийным альбомом. Кто-то может сказать, что один альбом с интервалом в два с половиной года – маловато. Кто-то возразит, что некоторые гранды выдают один альбом в 6–8 лет. Лучше обратим внимание на качество материала. А оно на альбоме Medicine at Midnight на неизменно высоком уровне.
Medicine at Midnight был полностью готов к ноябрю 2020 года, но по «пандемическим» причинам официальный релиз состоялся лишь в феврале 2021-го.
Преданные фанаты уже поругивают фронтмена Foo Fighters Дэйва Грола за «отход от канонов», за «мягкость» звука, отсутствие яростных вокальных порывов. Уточню: Дэйв – большой любитель «срываться на визг» в особо драматических моментах своих песен. Как известно, группе Metallica после выпуска альбомов Load и ReLoad тоже изрядно прилетало от зашоренных «true–металлиcтов», обвинявших Хэтфилда и компанию в измене жанру и предательстве невнятных идеалов.
В России, кстати, похожая история случилась с настоящим «Черным Обелиском», когда основатель и лидер группы Анатолий Крупнов решил отойти от трэш-металла и двинулся к утяжеленному фанку. К счастью, настоящие, думающие музыканты, и там и у нас, смело выходят за рамки стиля, не ориентируясь на глупое ворчание, спокойно расставаясь с узконаправленной аудиторией в пользу новой, неординарно мыслящей и часто куда более понимающей.
Грола же трудно обвинить в приверженности лишь к новому панк-року или гранжу. Он уже много раз раздвигал границы жанра и отметился участием в совершенно разных проектах и жанрах.
После релиза Medicine at Midnight первое, что сказал Дэйв в интервью: «Да мы просто сделали кивок в сторону Дэвида Боуи!». И если включить альбом не с начала, а с заглавной песни Medicine at Midnight, на самом деле застынешь с удивленной улыбкой на лице. Не поверите, но это действительно поет Дэйв Грол. Уловили плавный и текучий риф? Судорожно принялись вспоминать, где и когда вы это слышали? Все точно: соло-гитара действительно напоминает Let’s Dance Дэвида Боуи! Не знаю, кто именно – Дэйв Грол или второй гитарист Foo Fighters Пэт Смир – выстроил звук гитары ровно так, как звучало соло в Let’s Dance в 1983 году. Эффект поразительный. Дэйв пошел дальше, и для записи этой композиции, как и пары других на альбоме, пригласил перкуссиониста Омара Хакима – того самого, который работал с Боуи над альбомом Let’s Dance!
Первый трек – Making a Fire – сразу дает понять: альбом не будет стопроцентно гранжевым или альтернативно-роковым. Upbeat – вступление на первую и третью сильные доли плюс впервые в истории группы Foo Fighters включение женских бэк-вокалов заставляют даже неискушенного слушателя замереть в ожидании. Стилистически песню можно отнести к тем же фанковым и танцевальным битам. Недаром Грол кричит в ней:
I’ve waited a lifetime to live.
It’s time to ignite, I’m making a fire.
Чем не доказательство стремления группы и ее лидера вырваться за рамки привычных шаблонов?
В философской Shame, Shame мы слышим фирменный стиль Foo Fighters, но он замешивается с современными, почти хип-хоповыми битами. Недаром басист группы Нэйт Мэндел в одном из интервью посетовал, дескать, «от баса там почти ничего не осталось, все вели только клавишные и барабаны».
Cloudspotter – композиция не менее философская, чем предыдущая, посвященная «неизлечимым пессимистам». Несмотря на это, начинается она с убойного гитарного риффа, переходящего в не менее убойный ритм, и на всем протяжении не оставляет вам ни малейшего шанса оторваться от своего драйва. Сам же Дэйв не скрывает, что весь гитарный рифф этой композиции навеян творчеством Джимми Хендрикса.
Waiting on a War – крик души Дэйва в лирике, замешанный на совершенно битловских гармониях и переходах в припевах. Здесь же подключаются скрипки. К финалу все становится на свои места: кульминация, ритм ускоряется в несколько раз, и мы опять слышим старых добрых Foo Fighters, с «настоящим» вокалом Дэйва.
Социально-обличительный текст звучит в лучших традициях Ильи «Чёрта» Кнабенгофа и группы «Пилот». Некоторые критики позволили себе высказаться в том духе, что композиция – прямой отсыл к альбому Kill ‘Em All группы Metallica, который, заметьте, тоже вышел в 1983 году. И здесь мы можем даже попытаться построить некую «теорию заговора Дэйва Грола», каким-то неведомым образом зациклившегося на этом годе.
Holding Poison с ее ритмическим рисунком – в лучших традициях самих Foo Fighters, с синкопированными тактами куплетов и почти диско-ритмом в припеве. Еще один взгляд Грола и компании на «вещества».
И вот, после пары утяжеленно-гранжевых вещей Дэйв снова возвращается к выбранной основной тематике – явному влиянию Дэвида Боуи. Композиция Chasing Birds уводит нас даже не в 1980–е, а в более ранние времена, времена хиппи, расслабленного миросозерцания и надежды на «светлое будущее». Ведущий барабан без подструнника, чистый гитарный звук и вокал Грола, копирующий даже фирменные «колебания» голоса Боуи: «Вслед за птицами, моя голова в небесах. / Вслед за птицами, чтобы взлететь, я никогда не спущусь вниз. Мое сердце – на два метра под землей».
Заключительная композиция альбома – Love Dies Young – начинается с бодрого, почти хэви-металлического риффа, но тем не менее в основной теме почти переходит в диско. На протяжении всей песни можно слышать, как типичные для Foo Fighters гармонические ходы, так и невозможные (с точки зрения преданных фанатов) ритмы звучат в совершенно попсовом ключе. Да и в смысловой нагрузке песни, несмотря на ее мажорную тональность, слышны совершенно минорные нотки:
Love dies young and there’s no reanimation
Once it’s gone, no regeneration.
It’s a bitter kiss that’ll make you wish
You never had a taste.
Можно много рассуждать о том, что привело автора к таким мыслям, стоит вспомнить, что Дэйв Грол, прежде чем приступить к полноценной записи этого альбома со своей командой, несколько месяцев провел взаперти, почти ни с кем не общаясь. Тем не менее мотор и душа Foo Fighters – человек с тонкой душевной организацией – слов на ветер не бросает.
Medicine at Midnight, если уж говорить начистоту, оставляет приятное послевкусие, сравнимое с послевкусием от хорошего виски. Причем если сначала оно горьковато-непривычное (как же так, причем тут поп-рок?!), то при детальном изучении (в том числе и прочтении текстов песен) понимаешь, что Дэйву Гролу и его команде удалось записать необычный, свежий, не похожий ни на что материал. Альбом, сравнимый с детским калейдоскопом, каждый раз демонстрирующий новые узоры и грани.