Foo Fighters: лекарство от скуки Контркультура

Foo Fighters: лекарство от скуки

Американские рокеры таранят шаблоны 

Мог ли семнадцатилетний паренек из Огайо Дэйв Грол, игравший по клубам Вашингтона на барабанах, даже в самых смелых мечтах предполагать, что станет одним из основоположников нового стиля гранж? Вряд ли он предполагал, что путь между клубной известностью и международным успехом займет не так уж много времени, и довольно скоро Грол сам превратится в одну из самых ярких, результативных и обсуждаемых фигур мировой рок-музыки.  

Своими главными учителями он называет Джона Бонэма (Led Zeppelin) и Нила Пирта (Rush). Это что касается барабанов, но и про гитару Грол тоже никогда не забывал. Тем не менее именно его барабанами украшены все альбомы Nirvana 

 Когда в 1994-м главный «движок» группы Nirvana Курт Кобейн решил, что ему нечего больше делать на этой планете, Дэйв, некоторое время погоревав, взялся за дело. Благо сольного материала у него хватало. В Nirvana идеи реализовывались лишь частично, а кассетные магнитоальбомы вряд ли можно было расценивать как полновесный сольный релиз. С осени 1994-го по лето 1995-го Дэйв успел отыграть несколько концертов с Pearl Jam (еще одной иконой стиля гранж) и даже сессионно поработать в студии с легендарным Томом Петти и его Heartbreakers. Петти, кстати, предлагал Дэйву остаться в группе, но Дэйв благоразумно отказался. Кто знает, возможно, идея полновесного сольного проекта Foo Fighters уже крутилась у него в голове?  

Наверняка крутилась, ибо уже в июле 1995-го вышел Foo Fighters дебютный одноименный альбом новой группы Дэйва Грола, на тот момент еще «экс-барабанщика Nirvana». Внимание публики проект привлек сразу, и с тех пор на отсутствие интереса музыканту жаловаться не приходится. Второй и третий альбомы группы, выпущенные в 1997 и 1998 годах, заняли ведущие строки в мировых чартах, с такими хитами, как Monkey Wrench, My Hero (1997) и Learn to Fly (1998). Именно за Learn to Fly группа получила свою первую статуэтку Grammy, а всего таких статуэток у группы десять. 

Музыкальный талант Дэйва и его любовь к корневому рок-н-роллу, его бесконечная преданность знаковым музыкантам золотой эпохи жанра Джимми Пейджу, Джону Полу Джонсу, Полу Маккартни, которые часто присоединяются к нему на сцене, в связке с его панковско-гранжевым личным опытом, позволили создать удачный музыкальный сплав. На выходе это сплав постгранжевого и постпанковского звучания со «старорежимным» аналоговым, или как это нынче принято говорить, «теплым, ламповым» звуком. Такое сочетание позволяет Foo Fighters создавать «незабитые» гитарные риффы и мелодические ходы, и ощущение того самого сырого звука, которым славились рок-группы 6070х годов XX века. Немалую роль в этом сыграла и легендарная студия Sound City, с ее аналоговым оборудованием. Грол настолько влюблен в эту «звуковую Мекку» рок-н-ролла, что даже снял про нее в 2015 году отличный одноименный документальный фильм. 

К 2011 году группа Foo Fighters подошла со значительным багажом музыкального материала, несколькими бесспорными хитами и с узнаваемым с первых аккордов собственным стилем. Именно в 2011-м был выпущен седьмой альбом, Wasting Light, ставший, на мой взгляд, вершиной музыкального и поэтического творчества Дэйва Грола. Следующие два альбома Sonic Highways (2014) и Concrete and Gold (2017) лишь подтвердили незаурядный талант Грола-сочинителя и высочайшее качество игры Грола-гитариста и его замечательных коллег. Невероятное количество живых концертов, участие Дэйва в куче сайд-проектов, его доброжелательность в отношениях с другими группами и музыкантами все это логично работает на позитивное отношение к нему со стороны музыкальной индустрии, коллег и поклонников. Одно только согласие приехать в маленький итальянский городок Чезена и дать там концерт, после того как местные энтузиасты устроили флэшмоб (1000 музыкантов одновременно исполнили Learn to Fly), подтверждает статус Дэйва и компании. 

К своему 25-летнему юбилею группа Foo Fighters подошла с десятым студийным альбомом. Кто-то может сказать, что один альбом с интервалом в два с половиной года – маловато. Кто-то возразит, что некоторые гранды выдают один альбом в 68 лет. Лучше обратим внимание на качество материала. А оно на альбоме Medicine at Midnight на неизменно высоком уровне.  

Medicine at Midnight был полностью готов к ноябрю 2020 года, но по «пандемическим» причинам официальный релиз состоялся лишь в феврале 2021-го. 

Преданные фанаты уже поругивают фронтмена Foo Fighters Дэйва Грола за «отход от канонов», за «мягкость» звука, отсутствие яростных вокальных порывов. Уточню: Дэйв большой любитель «срываться на визг» в особо драматических моментах своих песен. Как известно, группе Metallica после выпуска альбомов Load и ReLoad тоже изрядно прилетало от зашоренных «trueметаллиcтов», обвинявших Хэтфилда и компанию в измене жанру и предательстве невнятных идеалов.  

В России, кстати, похожая история случилась с настоящим «Черным Обелиском», когда основатель и лидер группы Анатолий Крупнов решил отойти от трэш-металла и двинулся к утяжеленному фанку. К счастью, настоящие, думающие музыканты, и там и у нас, смело выходят за рамки стиля, не ориентируясь на глупое ворчание, спокойно расставаясь с узконаправленной аудиторией в пользу новой, неординарно мыслящей и часто куда более понимающей.  

Грола же трудно обвинить в приверженности лишь к новому панк-року или гранжу. Он уже много раз раздвигал границы жанра и отметился участием в совершенно разных проектах и жанрах.  

После релиза Medicine at Midnight первое, что сказал Дэйв в интервью: «Да мы просто сделали кивок в сторону Дэвида Боуи!». И если включить альбом не с начала, а с заглавной песни Medicine at Midnight, на самом деле застынешь с удивленной улыбкой на лице. Не поверите, но это действительно поет Дэйв Грол. Уловили плавный и текучий риф? Судорожно принялись вспоминать, где и когда вы это слышали? Все точно: соло-гитара действительно напоминает Lets Dance Дэвида Боуи! Не знаю, кто именно – Дэйв Грол или второй гитарист Foo Fighters Пэт Смир выстроил звук гитары ровно так, как звучало соло в Lets Dance в 1983 году. Эффект поразительный. Дэйв пошел дальше, и для записи этой композиции, как и пары других на альбоме, пригласил перкуссиониста Омара Хакима – того самого, который работал с Боуи над альбомом Lets Dance! 

Первый трек Making a Fire сразу дает понять: альбом не будет стопроцентно гранжевым или альтернативно-роковым. Upbeat вступление на первую и третью сильные доли плюс впервые в истории группы Foo Fighters включение женских бэк-вокалов заставляют даже неискушенного слушателя замереть в ожидании. Стилистически песню можно отнести к тем же фанковым и танцевальным битам. Недаром Грол кричит в ней:  

I’ve waited a lifetime to live.
It’s time to ignite, I’m making a fire. 

Чем не доказательство стремления группы и ее лидера вырваться за рамки привычных шаблонов? 

В философской Shame, Shame мы слышим фирменный стиль Foo Fighters, но он замешивается с современными, почти хип-хоповыми битами. Недаром басист группы Нэйт Мэндел в одном из интервью посетовал, дескать, «от баса там почти ничего не осталось, все вели только клавишные и барабаны». 

Cloudspotter композиция не менее философская, чем предыдущая, посвященная «неизлечимым пессимистам». Несмотря на это, начинается она с убойного гитарного риффа, переходящего в не менее убойный ритм, и на всем протяжении не оставляет вам ни малейшего шанса оторваться от своего драйва. Сам же Дэйв не скрывает, что весь гитарный рифф этой композиции навеян творчеством Джимми Хендрикса. 

Waiting on a War крик души Дэйва в лирике, замешанный на совершенно битловских гармониях и переходах в припевах. Здесь же подключаются скрипки. К финалу все становится на свои места: кульминация, ритм ускоряется в несколько раз, и мы опять слышим старых добрых Foo Fighters, с «настоящим» вокалом Дэйва. 

Социально-обличительный текст звучит в лучших традициях Ильи «Чёрта» Кнабенгофа и группы «Пилот». Некоторые критики позволили себе высказаться в том духе, что композиция прямой отсыл к альбому KillEm All группы Metallica, который, заметьте, тоже вышел в 1983 году. И здесь мы можем даже попытаться построить некую «теорию заговора Дэйва Грола», каким-то неведомым образом зациклившегося на этом годе.  

Holding Poison с ее ритмическим рисунком в лучших традициях самих Foo Fighters, с синкопированными тактами куплетов и почти диско-ритмом в припеве. Еще один взгляд Грола и компании на «вещества». 

И вот, после пары утяжеленно-гранжевых вещей Дэйв снова возвращается к выбранной основной тематике – явному влиянию Дэвида Боуи. Композиция Chasing Birds уводит нас даже не в 1980е, а в более ранние времена, времена хиппи, расслабленного миросозерцания и надежды на «светлое будущее». Ведущий барабан без подструнника, чистый гитарный звук и вокал Грола, копирующий даже фирменные «колебания» голоса Боуи: «Вслед за птицами, моя голова в небесах. / Вслед за птицами, чтобы взлететь, я никогда не спущусь вниз. Мое сердце на два метра под землей».  

Заключительная композиция альбома – Love Dies Young начинается с бодрого, почти хэви-металлического риффа, но тем не менее в основной теме почти переходит в диско. На протяжении всей песни можно слышать, как типичные для Foo Fighters гармонические ходы, так и невозможные (с точки зрения преданных фанатов) ритмы звучат в совершенно попсовом ключе. Да и в смысловой нагрузке песни, несмотря на ее мажорную тональность, слышны совершенно минорные нотки:  

Love dies young and there’s no reanimation
Once it’s gone, no regeneration.
It’s a bitter kiss that’ll make you wish
You never had a taste. 

Можно много рассуждать о том, что привело автора к таким мыслям, стоит вспомнить, что Дэйв Грол, прежде чем приступить к полноценной записи этого альбома со своей командой, несколько месяцев провел взаперти, почти ни с кем не общаясь. Тем не менее мотор и душа Foo Fighters человек с тонкой душевной организацией слов на ветер не бросает. 

Medicine at Midnight, если уж говорить начистоту, оставляет приятное послевкусие, сравнимое с послевкусием от хорошего виски. Причем если сначала оно горьковато-непривычное (как же так, причем тут поп-рок?!), то при детальном изучении (в том числе и прочтении текстов песен) понимаешь, что Дэйву Гролу и его команде удалось записать необычный, свежий, не похожий ни на что материал. Альбом, сравнимый с детским калейдоскопом, каждый раз демонстрирующий новые узоры и грани. 

Игра по чужим правилам Контркультура

Игра по чужим правилам

В отличие от большинства коллег по рок-сцене начала нулевых, Coldplay спустя двадцать лет снова штурмуют чарты. Но цена, которую им пришлось за это заплатить, кажется непомерной

Роковые классики… и классические рокеры Контркультура

Роковые классики… и классические рокеры

Могут ли музыканты во фраках понять людей в кожаных брюках и сыграть с ними концерт?

Разновидность волшебства Контркультура

Разновидность волшебства

Почему Фредди Меркьюри остается нашим хорошим другом

Игра без правил Контркультура

Игра без правил

Новый альбом Моби трудно назвать шедевром, но его карьере, полной рискованных шагов и почти сознательных провалов, это едва ли повредит.