Формула весны События

Формула весны

О событиях фестиваля «Ленинградская музыкальная весна-2025»

Май – пора возрождения и обновления. А еще – традиционное время для фестиваля «Ленинградская музыкальная весна», проводимого под эгидой Союза композиторов Санкт-Петербурга. Задуманный в 1965 году Андреем Петровым как особый «парад» достижений современного композиторского и исполнительского творчества, фестиваль не утратил своего значения и лишь сменил имя с «Петербургского» на «Ленинградский» – в дань памяти истории.

«Ленинградская музыкальная весна-2025» могла бы стать юбилейной, но с момента создания проводилась не каждый год – в этот раз фестиваль прошел в 58-й раз. По словам организаторов, его миссия – сохранение и развитие традиций петербургской композиторской школы, помощь талантливым композиторам в продвижении их музыки, сотворчество с ведущими исполнительскими коллективами и солистами Санкт-Петербурга и России. Более чем полувековая история фестиваля говорит об одном – формат актуален и по сей день.

А формула «Весны» проста: девять программ, насыщенных музыкой ленинградских-петербургских композиторов – очень непохожих друг на друга; престижные концертные площадки – театральные, концертные и даже музейные; известные исполнители, выводящие современную музыку из зоны отчуждения. Список того, что может вызвать у слушателя интерес, можно продолжать, и Союз композиторов Петербурга из года в год ищет нетривиальные пути решения фестиваля, в частности, в области программ.

Новаторской устремленностью (хотя бы уже по названию) в этом году отличился концерт «Неискусственный интеллект», проходивший в зале Стравинского Мариинского театра. В концепцию, заключавшуюся в исполнении в рамках одной программы свежих сочинений петербургских композиторов и произведений, созданных искусственным интеллектом, была внесена интрига в виде добавления в афишу слова «конкурс». Соревноваться предстояло слушателям: на входе в зал каждый желающий получал «бланк меломана» – предлагалось отгадать, какие сочинения принадлежат реальным людям, а какие – нейросети. Формат предполагал отказ от привычного для концертной практики объявления номеров. Тем, у кого в руках оказалась программка, тоже пришлось нелегко, ведь порядок исполнения номеров был изменен. Однако интрига была разрушена для тех, кто хоть немного разбирается в музыкальных инструментах: отличить произведения можно было по составам, которые практически не повторялись.

 

Эксперимент предстоял интересный, вопрос стоял в том, смогут ли слушатели отличить музыку Алексея Крашенинникова, Виктора Огороднова, Валерии Кухта от музыки нейросети? Спойлер: получилось далеко не у всех.

Несмотря на довольно интересную задумку, организация немного подвела. Да, от каждого из одиннадцати композиторов было заявлено по одному произведению, и на сцене динамично сменяли друг друга исполнители. Но первое отделение вышло сильно затянутым, из-за чего вторую половину концерта пришлось сократить, и второе сочинение искусственного интеллекта, назначенное на эту часть программы, не прозвучало. А перед завершающим номером участники конкурса дружно отправились сдавать бланки с ответами, оставив струнный квартет «Апрель» дожидаться на сцене.

Ожидаемый «гвоздь» программы, сочинение «ИИ №1», прозвучавшее шестым номером в исполнении Санкт-Петербургского Ансамбля новой музыки, оказалось точно охарактеризовано во вступительном слове художественного руководителя фестиваля, председателя Союза композиторов Санкт-Петербурга Антона Танонова. Нынешняя стадия развития искусственного интеллекта, пока что «раскачивающегося в колыбели», дала знать о себе: нейросеть ограничилась набором паттернов. Из неожиданных моментов – она сумела выстроить музыкальный материал в виде сюиты, хотя форму, по словам оператора нейросети композитора Федора Соколовского, задать невозможно: «Суть работы оператора нейросети заключалась в выборе определенных параметров из программного обеспечения нейросети – тональности, лада, размера, темпа, инструментов и их функций. Надо учитывать, что нейросеть специализируется в основном на танцевальной музыке, и чтобы достичь необходимого результата, нужно загрузить референсы. В данном случае искусственный интеллект учился на произведениях петербургских композиторов – Леонида Резетдинова, Антона Танонова, Николая Мажары».

Что ж, этих композиторов (к слову, также принимавших непосредственное участие в концерте), нейросети «догнать» по профессиональным качествам пока не удалось. Но эксперимент, безусловно, вышел интересным, а победителей оказалось трое – все они выиграли мерч Союза композиторов Санкт-Петербурга.

Еще одной доминантой «Ленинградской музыкальной весны» стал концерт симфонической музыки «Хронос», переместивший место действия фестиваля в Концертный зал Мариинского театра. Божество времени, знакомое нам по древнегреческим мифам, присутствовало фигурально лишь в названии Концерта для органа с оркестром Антона Танонова. Тем не менее ведущему, режиссеру Виктору Высоцкому все же удалось профессионально (и с изрядной долей юмора) скрепить тематическими ниточками очень разные произведения программы.

Композиторы работают со временем – как с настоящим, так и с уже ушедшим. После открывавших концерт многопластовых «Траурно-триумфальных фанфар» Александра Радвиловича бог времени словно обратил течение времени вспять и пригласил поплыть сквозь века через кинематографичный (в прямом смысле слова – музыка предназначалась для фильма) «Богатырский концерт» Евгения Петрова к своей родине, представленной «Пифагорейским гимном» Александра Попова. Под влиянием Хроноса обратился к прошлому и Леонид Резетдинов, создавший в своем «Болеро – либеро» оммаж Равелю.

 

Задумай организаторы продолжить идею конкурса, приз зрительских симпатий, без сомнения, получил бы Концерт Антона Танонова. Пятичастное сочинение, посвященное моделям часов, разработанным советскими и российскими мастерами, неслучайно вызвало горячий отклик у публики. Обращение к знакомым, ключевым для отечественного слушателя образам (Гагарин, колобок) и при этом смелое сочетание стилей и тембров, где рядом с русскими мотивами соседствовали джазовые нотки, а домра прекрасно сосуществовала с трубой и инструментами ритм-секции, сделали Концерт очень самобытным. И все это – под раскатистое звучание органа, то создающего объемное звуковое пространство для оркестра, то «выплывающего» на поверхность с очередной яркой темой. К последней части Концерт приобрел поистине русский размах и заискрил курёхинской энергией.

Особую атмосферу и энергетику вечеру придал тот факт, что практически все композиторы, чья музыка звучала со сцены, присутствовали в зале. Правда, как оказалось, не все слушатели это поняли: некоторые поделились, что не знают, кто выходил на сцену после сочинений, а послушать пришли Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Анатолия Рыбалко и солистов – Евгению Кривицкую (орган) и Анастасию Гирину (домра).

Пятый концерт фестиваля предложил слушателям музыку не только петербургских композиторов, но и одного москвича, Александра Чайковского (на концерте не присутствовавшего), чья контрастная Grande serenade стала монументальным завершением вечера.

Концерт напомнил: музыка творится здесь и сейчас, мы учимся у прошлого, но смотрим в будущее. А значит, фестиваль со своей миссией успешно справляется.

Генеральная репетиция Конкурс Рахманинова 2025

Генеральная репетиция

Завершился первый этап второго тура Рахманиновского конкурса в композиторской номинации

Поговорим об «Утесе» Конкурс Рахманинова 2025

Поговорим об «Утесе»

Жюри подвело итоги первого тура по специальности «Дирижирование»

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати