События

Фрау Марта, господин барон воскрес!

Римская опера открыла сезон

Фрау Марта, господин барон воскрес!

Римская опера усиленно пытается держать лицо и даже прикидывается немного столичной. Пожизненным художественным руководителем считается маэстро Риккардо Мути, для афиш используются эксклюзивные картины Джанлуиджи Токкафондо (в России его анимационный фильм «Маленькая Россия» не прогремел, а зря), новым главным дирижером со следующего сезона станет Даниэле Гатти – ​тоже немаленькая звезда. Трехсотстраничные буклеты, приглашенные звезды, удобный сайт – ​все честь по чести.

Если присмотреться, однако, картина перестает быть радужной. Кассовый оперный репертуар – «Травиата» да «Дон Жуан» – разбавлен, как принято и на периферии в России, «Веселой вдовой», и приукрашен раритетами – например, «Огненным ангелом» Прокофьева, – но в самом вегетарианском изводе, что позволяет обозначить амбиции и инновации, не особенно рискуя: сравнивать большинству слушателей не с чем. Премьер немного, да и весь репертуар – меньше дюжины оперных названий и пяток балетных (куда же без балета). Гатти получил в Европе волчий билет за домогательства (минувшим летом его уволили ни много ни мало с поста главного дирижера легендарного оркестра Консертгебау в Амстердаме), и, с одной стороны, едва ли его было особенно сложно ангажировать, а с другой – само это назначение у многих вызывает вопросы к дирекции театра (интендант Алессио Влад улыбается и кивает). Приглашенные же певцы, даже если среди них попадаются громкие имена, приезжают в Рим либо тихонечко дебютировать где-то, где нельзя слишком сильно провалиться, либо просто отдохнуть.

Очевидно, американка Лизетт Оропеса, спевшая на открытии сезона в новой постановке «Риголетто», выбрала как раз второй путь: Джильда – одна из карманных партий певицы, и хорошая возможность выдохнуть между двумя дебютами – Маргаритой в «Гугенотах» Мейербера (Парижская опера) и Роделиндой в одноименной опере Генделя (Театр Лисеу). Карьера Оропесы сначала не задалась: сопрано жаловалась, что ее, как Дебору Войт, не пропускают на ведущие партии из-за нестандартной внешности, критики сетовали на широкое вибрато и чересчур хрупкий верх. В последние годы, однако, певица справилась и с огрехами техники, и с полнотой, стала регулярно появляться в трансляциях из Метрополитен-оперы во все более заметных ролях, а в этом сезоне взлетела так высоко, что в Париже ее признали возможной заменой Диане Дамрау в пресловутых «Гугенотах».

Отдых и есть отдых: вокальные сложности в арии «Caro nome» Оропеса преодолевала по слогам, а там, где сложностей не было, вела партию аккуратно и без блеска. Ее голос с теплым, чуть более плотским, чем принято для партии, тембром, мог бы стать козырем для спектакля – если бы спектакль был.

Зачем Римской опере новый «Риголетто» – загадка: предыдущий спектакль был поставлен всего восемь лет назад, и от нынешнего отличался только тем, что если там ничего не происходило между героями в фижмах и костюмах с бубенцами, то здесь – между героями в пиджаках. Режиссер Даниэле Аббадо, как и его коллега Филипп Арнонкур, выбрал профессию, очевидно, чтобы обеспечивать великого отца удобными постановками, а после смерти отца продолжил фабриковать одинаковые поделки: минимум сценического взаимодействия, максимум певцов, расставленных вдоль рампы лицом к дирижеру.


Светлана Касьян – Тоска, Фабиан Велос – Скарпиа

Зато это помогло испанскому тенору Исмаэлю Хорди справиться с партией Герцога: стоило ему на минуту потерять дирижера из вида, как крепкое исполнение превращалось в ученическое. Роберто Фронтали – яркий и противоречивый Риголетто – оказался в премьерном спектакле неуместным. Напрасно он пытался сыграть сложного вердиевского героя, которого нельзя не жалеть, потому что он – жертва, но сложно не презирать за подлость и постоянную готовность ударить слабого.

Собственно, Верди пострадал от римской премьеры больше всего: Гатти, вяло продирижировавший премьерой, сослался на чрезмерные волнения и вызванный ими сердечный приступ, а заменивший его рутинер Стефано Ранцани не смог ни собрать ансамбли, ни выстроить звучание оркестра – большая гитара оказалась плохо настроенной.

Впрочем, оркестр Римской оперы – тоже не столичного пошиба. Если в «Риголетто» фальшь у медных духовых и не вовремя вступающие струнные можно было списать на премьерное волнение и явление, а затем исчезновение Гатти, то в «Тоске» патологическое отсутствие ансамблевого единства объяснить уже сложнее. Возможно, дело снова было в палочке Стефано Ранцани – в «Тоске» он встал за пульт уже планово.

В отличие от большинства европейских театров, Римская опера работает не по системе «стаджоне», когда спектакли играются блоками, а по репертуарной: постановки перемежаются, и помимо «инаугурационного» «Риголетто» сезон открыл второй беспроигрышный хит. Слушать «Тоску» Пуччини в Риме – это особенные ощущения; к сожалению, не такие приятные, как хотелось бы.

Премьера 2015 года заявлена как реконструкция премьеры, но в действительности режиссер Алессандро Талеви воспроизводит некую «Тоску» вообще. Таких клонов в мире множество – от реликтового спектакля Венской государственной оперы до лубка в Михайловском театре в Петербурге.

Внутри таких спектаклей иногда случаются актерские и певческие чудеса, но Джорджо Берруджи (Марио Каварадосси), Фабиан Велос (барон Скарпиа) и Светлана Касьян (Тоска) всего лишь разыграли на троих привычный сценарий. Милые мелочи, которыми солисты нашпиговали спектакль (то, как Тоска отдергивала плечо от ласки барона, то, как Скарпиа поклонился в ответ на слово «демон», то, как Каварадосси страстно целовал возлюбленную перед казнью), позволяли не заскучать, кажется, не столько публике в зале, сколько артистам на сцене. Вокально же стоит отметить только работу Берруджи, уверенную и драматичную, хотя во втором акте тенору заметно не хватало куража.

В отличие от «Риголетто», на «Тоске» зал был полупустым – зато хлопал с гораздо большим энтузиазмом после каждой знакомой сцены. Что ж, должно быть, Римская опера скроена по мерке римской публики.

Впрочем, как сейчас принято, местными слушателями оперный дом не довольствуется. «Риголетто» – из осторожности или по финансовым соображениям – удостоился только радиопередачи в день премьеры и только на Rai3, в пределах Италии; «Тоску» в середине декабря увидит через Интернет весь мир благодаря проекту OperaVision. Увидит – но вряд ли запомнит.

Генеральная репетиция Конкурс Рахманинова 2025

Генеральная репетиция

Завершился первый этап второго тура Рахманиновского конкурса в композиторской номинации

Поговорим об «Утесе» Конкурс Рахманинова 2025

Поговорим об «Утесе»

Жюри подвело итоги первого тура по специальности «Дирижирование»

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати